Международный форум цифровых технологий в сфере транспорта и логистики проходит в Москве. Здесь представлены инновационные цифровые решения, новые проекты по импортозамещению. А руководители ведущих компаний, отраслевые эксперты и представители власти обсуждают будущее цифровой трансформации транспортно-логистической отрасли в России и делятся планами на ближайшее будущее.
Так, в ближайшие годы ПАО «Аэрофлот» потратит 28 млрд рублей на российские цифровые решения. В этом году российский авиаперевозчик направит 95% IT-бюджета на такие проекты. Об этом рассказал в ходе форума «Цифровая транспортация» гендиректор группы компаний Сергей Александровский.
«Долгие годы доля отечественного ПО составляла 33%. Мы активно конкурировали с глобальными авиаперевозчиками, в том числе и поэтому мы вынуждены были использовать международные решения. За последние два года доля расходов на отечественное ПО увеличилась с 33 до 95%. Всего на импортозамещение в ближайшие годы мы потратим 28 млрд рублей, из них 10 млрд в рамках ИЦК, для того чтобы создавать продукты, доступные для остальных авиаперевозчиков», – сообщил Сергей Александровский.
Напомним, ИЦК или индустриальные центры компетенций по замещению зарубежных отраслевых продуктов и решений созданы по распоряжению российского правительства в 2022 году. Их основная цель – обеспечить органичный переход на отечественные сервисы в ключевых отраслях экономики Российской Федерации.
Отечественный «Купол» для планирования полетов
Выступая на форуме, Александровский рассказал, что компания работает над замещением американской системы планирования полетов Sabre FPM и швейцарской системы технического обслуживания и ремонта воздушных судов AMOS. Их призвана заменить российская цифровая платформа «Купол».
«Купол» обеспечивает поддержание летной годности воздушных судов. Эта программа нужна любому авиаперевозчику, и мы уже в процессе реализации понимаем, насколько она получается эффективнее привычного всем иностранного продукта – от сокращения времени до более точного прогнозирования, сокращения простоя воздушных судов», – уточнил топ-менеджер перевозчика.
Руководитель IT-подразделения агентства «Полилог» Людмила Богатырева отметила, что созданный в рамках индустриальных центров компетенций продукт внедряется в отрасль отечественных авиаперевозок с 2022 года. Помимо этого решения существуют и другие отечественные аналоги: это «Эрлан» от НПП и информационная система Alaskar, сообщила эксперт.
В ходе сессии форума Александровский также отметил, что авиакомпания активно переходит с планшетов iPad на российские устройства с операционной системой «Аврора». Об эффективной работе авиакомпании в сфере развития цифровизации высказался исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев: «Сегодня «Аэрофлот» не просто покупает готовые IT-продукты, но и активно участвует в доработке их функционала».
Спутники для раздачи Интернета
Еще одной важной вехой в работе по импортозамещению авиакосмической отрасли выступает создание низкоорбитальной спутниковой группы, которая поможет предоставлять широкополосный доступ в Интернет с глобальным покрытием с 2027 года. Этот проект ведет компания «Бюро 1440» . Выступая на форуме «Цифровая транспортация», глава бюро Алексей Шелобков уточнил, что группировка будет включать свыше 250 космических аппаратов, шесть из которых выведены на орбиту. В середине сентября издание РБК оценило запуск проекта в 445 млрд рублей.
Замена швейцарских планшетов
Прошлым летом «Ведомости» сообщали, что российский авиаперевозчик намеревался инвестировать более 10 млрд рублей в импортозамещение зарубежного софта. В эту сумму входила работа по замене ПО швейцарской компании SITA на планшетах для обслуживания пассажиров во время полета. Летом 2023 года SITA прекратила работу в России.
По данным Александровского, сегодня авиакомпания применяет 7 400 планшетов при обслуживании пассажиров и подготовке вылетов. Еще 3400 аппаратов предоставят летному экипажу в начале следующего года. Сотрудникам и бортпроводникам выделят отечественные планшеты Fplus модели Т1100 на ОС «Аврора».
Также глава группы авиакомпаний рассказал о планах организовать для пассажиров WiFi на борту самолетов. В планах перевозчика устроить беспроводной Интернет на рейсах к 2027-2028 годам.
В июне в рамках ПМЭФ-2024 Владимир Путин напомнил, что в России должны быть сформированы цифровые платформы во всех отраслях экономики. Сделать это нужно будет к 2030 году в рамках решения задач нацпроекта «Экономика данных».
«Пятое структурное изменение — это настоящая цифровая платформенная революция. В современных условиях производительность труда напрямую связана с цифровизацией, с использованием технологий искусственного интеллекта. К 2030 году нам предстоит сформировать цифровые платформы во всех ключевых отраслях экономики и социальной сферы», — сказал российский лидер.