Регионам помогут уменьшить разрыв в бюджетной обеспеченности
После церемонии инаугурации, состоявшейся 7 мая, президент России Владимир Путин подписал указ о национальных целях развития на следующую шестилетку и на перспективу до 2036 года. Полный текст документа опубликован на сайте Кремля. Среди самых заметных целей — выход России на четвертое место в мире по ВВП и снижение разрыва бюджетной обеспеченности между 10 наиболее и 10 наименее обеспеченными регионами страны. Что нужно предпринимать для достижения поставленных целей, «МК» выяснил у экспертов.
Согласно статистике Министерства финансов, в 2024 году уровень обеспеченности между 10 наиболее обеспеченными и 10 наименее обеспеченными субъектами России (с учетом оказания финансовой поддержки из госказны в форме целевых межбюджетных трансфертов) достигает 3,25 раза. На изменение столь сильного разрыва и направлен новый президентский указ, который Владимир Путин подписал после инаугурации. Через 12 лет разрыв обеспеченности бюджета между 10 наиболее и 10 наименее обеспеченными им регионами не должен превышать двукратного размера. Такую цель поставил глава государства перед правительством. «Установить следующие целевые показатели и задачи… снижение к 2036 году не более чем до двух раз разрыва в уровнях бюджетной обеспеченности… с учетом оказания финансовой поддержки из федерального бюджета», — говорится в президентском указе о национальных целях развития, подписанном 7 мая. При этом данная цель будет способствовать достижению и остальных, отмеченных в том же документе, среди которых много внимание привлекла задача обогнать Японию по уровню развития экономики и выход России на 4-е место в мире по уровню ВВП.
Среди «сильных мира сего» уже началось обсуждение того, как можно достичь поставленных целей. Так, исполняющий обязанности первого вице-премьера Андрей Белоусов уже заявил, что наша страна вполне может выйти на четвертое место в мире к 2030 году и обогнать Японию, если будет расти на 2–2,5% ежегодно в течение ближайших трех-четырех лет, а потом сможет ускориться до 3%. Такое мнение он высказал на пленарной сессии «Дня национальных приоритетов» на выставке-форуме «Россия» 8 мая. При этом достичь таких показателей поможет повышение производительности труда в регионах, если они будут равняться на столицу. По мнению Белоусова, производительность труда в Москве уже соответствует европейскому уровню и этот опыт надо тиражировать в другие регионы. Если там к 2030 году хотя бы наполовину приблизятся к тому уровню производительности труда, которого достигла Москва, то задачу роста производительности труда удастся решить по стране в целом.
Проблема развития регионов России — давняя. И внимания ей в «высоких кабинетах» уделяют много. Дело, конечно, не только в разнице между производительностью труда, о которой заявил Белоусов. «Равномерное развитие регионов России крайне сложная задача, так как все они имеют различные финансовые возможности регионального бюджета для инвестиций, а текущие уровни их развития сильно различаются, — отметил аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. — При этом доходы российских регионов тоже сильно разнятся. Некоторые из них в принципе являются дотационными, а некоторые имеют высокую степень задолженности перед центром, поэтому финансовые возможности их развития несоизмеримы».
Бюджетная обеспеченность, на которую обратил внимание президент — не менее важная для поддержания развития задача. Для снижения разрыва в уровнях бюджетной обеспеченности между 10 наиболее обеспеченными и 10 наименее обеспеченными субъектами России экономисты советуют предпринять несколько шагов.
Во-первых, уменьшить разрыв можно благодаря распределению бюджетных трансфертов от наиболее успешных регионов к дотационным. Во-вторых, необходимо создать условия, при которых регионы будут заинтересованы в формировании своих точек роста регионального развития, например, будут создавать технологические кластеры и промышленные зоны, что в итоге будет работать и на увеличение общего ВВП страны, о чем также упоминается в президентском указе. Так, по мнению доцента Базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ «Управление человеческими ресурсами» РЭУ им. Г.В. Плеханова Фариды Мирзабалаевой, вопрос о равномерном, устойчивом социально-экономическом росте регионов стоит на повестке давно, и программы для сглаживания межрегиональных диспропорций реализуются через систему выделения дотаций регионам, субсидирования занятости, реализации нацпроектов. Однако вопрос дифференциации регионов остается актуальным, так как структура экономики и размещение производств имеет региональную специфику и сложилась она давно, что вызывает сложности в перестройке. Отдельные регионы традиционно специализируются на сельском хозяйстве, другие — на обрабатывающей промышленности, третьи — рекреационные и т.д., т.е. высокодиверсифицированных регионов (таких как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.) мало. Помочь в развитии регионов могут также механизмы госзаказа, грантов, оргнабора, повышения мобильности квалифицированной рабочей силы, указала эксперт.