В удорожании перелетов виноваты авиационные сборы и сезонный фактор
Министр транспорта РФ Роман Старовойт утверждает, что сильного повышения цен на билеты на самолеты не будет, так как это контролирует Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Его заявление стало ответом на публикации о повышении стоимости авиабилетов на 30–50% после предложения увеличить ставку аэронавигационных сборов с авиакомпаний для финансирования фонда капитального ремонта аэродромов. Что в реальности будет происходить с ценами на перелеты в августе, разбирался «МК».
Накануне глава Росавиации Дмитрий Ядров заявил о повышении сборов с авиаперевозчиков за аэронавигационное обслуживание. Предполагается, что уже с августа рост ставки сборов может составить 150 рублей за тонну максимальной взлетной массы на 100 км. Данные средства затем пойдут на модернизацию авиагаваней. По сообщениям транспортных властей, в настоящее время ремонта требуют 116 из 228 аэродромов России. Эта новость вызвала бурную реакцию у экспертов. Появились заявления, что уже с 1 августа, когда будет введен новый сбор, можно ожидать роста цен на авиабилеты для пассажиров на внутренних рейсах до 30%, а на международных — до 50%. После этого люди постараются сэкономить и перейти на путешествия на поезде, что вызовет повышенный спрос на железнодорожные пассажирские перевозки. В результате цены на ж/д билеты также увеличатся на 20%.
Все эти заявления тут же начали опровергать официальные лица. Так, пресс-секретарь Росавиации Артем Кореняко в своем Тelegram-канале уверил, что никакого взрывного роста цен на авиабилеты в последний месяц лета не произойдет. Новый сбор действительно вводится, но он составит лишь 3% от общей стоимости авиабилетов, поэтому не может существенно отразиться на их цене. А полученные таким способом средства пойдут на ремонт аэропортов, закупку светосигнального оборудования и модульных пассажирских зданий, то есть в итоге безопасность полетов и комфорт пассажиров вырастут. Прокомментировал ситуацию и глава Минтранса. «Не будет сильного удорожания билетов. ФАС это контролирует», — заверил Роман Старовойт. Многие эксперты также напоминают, что в августе всегда происходит удорожание билетов, но связано это с сезонным всплеском спроса.
По словам вице-президента Российского союза туриндустрии Дмитрия Горина, коррекция цен на перелеты в августе — это ежегодная история из-за высокого сезона. В зависимости от направления стоимость авиабилетов возрастает от 20 до 53%, но вводимые сборы на реконструкцию аэропортов не имеют к этому никакого отношения. «Это происходит на фоне повышенного спроса сейчас и на бархатный сезон, не исключено, что и в сентябре тарифы будут динамически повышаться», — заявил эксперт в ходе пресс-конференции в НСН. Он напомнил, что продажи авиабилетов авиакомпании открывают за 11 месяцев до вылета, что позволяет купить места по более дешевым тарифам. «Мы согласны и с Росавиацией, и с Минтрансом: даже если 150–300 рублей из-за нововведения постепенно прибавится к тарифу, то это, конечно, никакие не 50% увеличения стоимости», — подчеркнул Горин.
Сложно найти такую статью расходов авиакомпаний, которая бы за последние годы не подорожала, а эту нагрузку они стремятся, насколько возможно, переложить на потребителей — грузоперевозчиков и пассажиров. По словам исполнительного директора агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, введение госрегулирования цен на перелеты только ухудшит ситуацию: билеты из касс пропадут. Купить их можно будет только у перекупщиков, как в позднем СССР. В рыночных условиях компании просто учитывают годовые колебания спроса на перелеты. В августе в России — пик сезона. «Минимальные цены будут, соответственно, в ноябре — начале декабря и в феврале — начале марта, — отметил Пантелеев. — Если кто-то хочет сэкономить, предлагаю планировать путешествие на другие месяцы».
Как подчеркнул вице-президент Альянса турагентств России Алексан Мкртчян, все 35 лет, что он работает в туризме, цены идут только вверх. В этом году свой вклад в рост цен на билеты на юг России вносит и странное планирование летнего сезона у госструктур. Так, к примеру, РЖД не увеличила количество поездов в Анапу и Краснодарский край, хотя прекрасно осведомлена о пике спроса. Одновременно люди, желающие поехать на юг на автомобилях, подолгу вынуждены стоять в пробках из-за ремонта дорог. Все это вносит свой вклад в цены на билеты. Эксперт даже предложил законодательно запретить ремонтировать дороги на юге России летом, чтобы изменить ситуацию.