Close Menu
Кругозор событий
    Топ просмотров

    В РФ ответили на слухи о передаче Аргентиной российских вертолетов ВСУ

    Названы причины, по которым туристы пропускают рейсы чаще всего

    Российский хоккеист побил канадца в НХЛ в отместку за партнера. Видео

    Opta оценила шансы «Зенита» и «Краснодара» на победу в РПЛ

    Facebook X (Twitter) Instagram
    Четверг, 27 ноября
    Facebook X (Twitter) Instagram Pinterest Vimeo
    Кругозор событий
    • Главная
    • В мире

      Как написать диплом с профессиональной помощью: секреты успешной работы

      21 ноября, 2025

      Как выбрать и купить автотехнику: полный гид для успешной покупки

      21 ноября, 2025

      Неорганические реактивы и их применение: ключ к современным технологиям

      30 октября, 2025

      Удобство онлайн займов: как быстро и просто получить деньги без лишних хлопот

      27 октября, 2025

      Грузоперевозки в Казахстане: современные решения и перспективы развития

      23 октября, 2025
    • Медицина

      Максимальное удобство сдачи анализа крови: как современные клиники делают процедуру быстрой и комфортной

      20 ноября, 2025

      Интимная пластика: когда и почему стоит задуматься об улучшении интимной зоны

      19 ноября, 2025

      Современные возможности лазерной коррекции зрения: шаги к ясному взгляду

      15 ноября, 2025

      Слуховые аппараты: как современные технологии возвращают радость звуков

      15 ноября, 2025

      Зачем и когда нужна процедура КТ: полное руководство

      15 ноября, 2025
    • Экономика

      Архитекторы новой эры: как Москва и Пекин перекраивают мировую экономику

      27 ноября, 2025

      Предложен новый способ борьбы с «бабушкиными схемами» при продаже квартир: семидневный период охлаждения

      26 ноября, 2025

      Новогодняя ночь под пальмой подешевела: хозяева отелей раскрыли причину

      25 ноября, 2025

      В России создана первая цифровая система для анализа данных экомониторинга на месторождениях

      25 ноября, 2025

      Кэш на руках населения увеличился в пять раз: эксперты объяснили возврат к наличности

      24 ноября, 2025
    • Авто

      Минпромторг сохранит отсрочку уплаты утильсбора для автопроизводителей в 2026 году

      27 ноября, 2025

      Zeekr предлагает владельцам моделей 001 и 009 обновить автопилот, но не бесплатно

      26 ноября, 2025

      Genesis показал роскошный универсал G90 Wingback

      25 ноября, 2025

      Porsche показала отреставрированный Cayenne GTS с механикой

      25 ноября, 2025

      BYD откажется от вращающихся экранов

      24 ноября, 2025
    • Туризм

      Минфин проанализирует возможность взимания туристического налога при аренде

      26 ноября, 2025

      Круизный лайнер Astoria Grande успешно пришвартовался в Стамбуле

      24 ноября, 2025

      Российских туристов эвакуировали с затопленного моста во Вьетнаме

      23 ноября, 2025

      Как выбрать интернет для путешествий: полный гид для современного путешественника

      23 ноября, 2025

      СМИ сообщили о дискриминации россиян на борту итальянского лайнера

      22 ноября, 2025
    • Спорт

      Петросян получила 68,72 балла за короткую программу в отборе на Олимпиаду

      19 сентября, 2025

      Казахстанский «Кайрат» сенсационно вышел в групповой этап Лиги чемпионов

      27 августа, 2025

      Отличия дамских велосипедов: как выбрать идеальную модель для женщин

      26 мая, 2025

      Боксерские перчатки: Как выбрать и купить в интернет-магазине

      13 марта, 2025

      Спорт: Как быть в курсе последних новостей и событий

      16 февраля, 2025
    • Шоу бизнес

      Ярмольник рассказал, как Козловский вел себя на площадке: «Меня зацепил не столько сценарий»

      13 ноября, 2025

      Дочь Славы после ‘Выживалити’ получила роль в бразильском сериале: «Интересный поворот в моей карьере»

      12 ноября, 2025

      Печь или нет куличи в Страстную пятницу? Священник дал четкий ответ

      18 апреля, 2025

      Орбакайте и Галкин* выступили на одном корпоративе у богачей в Праге

      17 апреля, 2025

      Раскрыта правда о болезни Надежды Кадышевой: что на самом деле происходит с 65-летней певицей

      17 апреля, 2025
    Кругозор событий
    You are at:Home»Экономика»Перекрытие балтийских проливов грозит российской энергетике катастрофой
    Экономика

    Перекрытие балтийских проливов грозит российской энергетике катастрофой

    27 ноября, 20236 Mins Read

    Наследники Гамлета открывают сезон охоты на танкеры из РФ

    Российская энергетика в середине ноября получила очередную «черную метку». Ее прислало The Financial Times. В британском издании была опубликована статья, основанная на утечках от Еврокомиссии. Якобы в разработанном в ЕС 12-м антисанкционном пакете может появиться требование к Дании запретить проход российских танкеров через свои проливы из Балтийского моря в Северное. Местную морскую администрацию обяжут проверять их на предмет экологической угрозы. Брюссельские источники FT утверждают, что российскую нефть перевозят на старых «теневых» танкерах с высоким риском разлива нефти. А значит, необходимо проверять наличие страховки, полученной исключительно от компаний (как правило, британских), входящих в P&I Club.

    На первый взгляд, ничего страшного. В год через Датские (Балтийские) проливы проходят до 90 тыс. судов, включая тысячи российских. Досмотреть даже их небольшую толику практически невозможно — пусть и с привлечением флота НАТО. К тому же официально никто эту информацию в Брюсселе и Копенгагене не подтвердил. Поэтому пресс-секретарь президента Дмитрий Песков предложил дождаться подробностей. Однако сигнал подан. И он более чем опасный.

    Латвийский президент Эдгарс Ринкевичс уже недавно призывал закрыть Балтийское море для всех российских судов и военных кораблей в случае, если будет доказана вина России в повреждении газопровода из Эстонии в Латвию. В том случае обломалось. Как оказалось, трубу повредил якорь гонконгского сухогруза.

    Но угроза перекрытия проливов никуда не делась. И под ней есть международная правовая основа. Дело в том, что Датские (Балтийские) проливы довольно узкие. Так, минимальная ширина пролива Малый Бельт равна всего 500 метрам, Большого Бельта — 11 км, Эресунна — 3,4 км. Самые широкие — Категгат и Скагеррак — по 60 км. Датчане в Средние века гидрографическим подарком пользовались вовсю, взимая пошлины со всех проходящих судов. Неслучайно замок принца Гамлета Эльсинор был возведен на берегу пролива Эресунн, ширина которого в этом месте не превышает 4 км.

    В XVII веке шведы освободились от датского тарифного ига. В 1857 году была заключена Копенгагенская конвенция, согласно которой любые коммерческие суда были освобождены от датских пошлин и получили право беспрепятственного прохода по всем Балтийским проливам.

    Казалось бы, проблема прохода судов исчерпана. Но не все так просто.

    В данный момент режим прохода судов через эти проливы регулируется двумя международными конвенциями, которые подписали и ратифицировали большинство государств мира, включая Россию и ЕС: конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью от 1992 года и конвенция ООН по морскому праву, вступившая в силу 16 ноября 1994 года.

    Согласно последнему документу прибрежное государство в своих территориальных водах (12 морских миль) и прилежащей зоне (плюс еще 12 миль) обладает правом останавливать проходящие суда для досмотра в целях предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных норм и применять наказания за такие нарушения. Соответственно, речь идет о таможенной, фискальной, иммиграционной и санитарной зонах.

    Мало того, конвенция 1992 года о нефтяных загрязнениях прямо требует от прибрежных стран проверять танкеры на предмет возможного разлива нефти. Соответственно, датская морская администрация может устанавливать различные требования к проходу по своим проливам — в первую очередь, по безопасности. Одно из требований — наличие у танкера страхования ответственности за вред перед третьими лицами. Речь идет о сертификате, подтверждающем страхование за ущерб от загрязнения нефтью.

    До недавнего времени их выдавали исключительно западные компании, входящие в P&I Club. И российских перевозчиков это вполне устраивало. Но в прошлом году ситуация резко изменилась.

    Напомним, что в июне прошлого года G7 и Евросоюз заявили о введении ценовых потолков с 5 декабря 2022 года на нефть и 5 февраля этого года на нефтепродукты. Нефтепотолок установили в размере $60 за баррель, на дизтопливо и бензин — $100, мазут — $45.

    Читать также:
    Спрос на аренду растет: аналитики рассказали, выгодно ли вкладываться в сдачу квартир

    Кроме того, вначале США, Великобритания, Канада, а в заключение Евросоюз запретили поставки в эти страны российских нефти и нефтепродуктов танкерами и по северной ветке трубопровода «Дружба». Правда, остались некоторые временные исключения. Функционирует южное направление «Дружбы» в сторону Венгрии, Словакии и Чехии (до 300 тыс. баррелей в сутки). Танкеры могут заходить в болгарские порты до конца 2024 года.

    Чтобы все эти санкции нельзя было обойти, правительства США и ЕС потребовали от транспортных и страховых компаний любой юрисдикции не перевозить и не страховать российские грузы, цены на которые ниже, чем установленные потолками.

    Как утверждало агентство Bloomberg, ценовые потолки и эмбарго привели к резкому падению доходности нефтяного экспорта из России. Прежде всего за счет существенного роста фрахта и страховки. Дисконты на Urals достигали $35 за баррель. Плюс упали мировые нефтяные цены.

    Однако ситуацию удалось выправить. За счет сокращения добычи в рамках ОПЕК+, формирования «теневого» танкерного флота, а также страхования перевозок российской перестраховочной компанией и рядом структур из стран глобального Юга, доходность российского экспорта вернулась почти к прошлогодним показателям.

    По расчетам Bloomberg, в январе–октябре этого года Urals в среднем продавался не менее, чем за $61 за баррель. В сентябре-октябре — $81–82. Дисконт снизился до $14,64 за баррель.

    В Минфине США этим оказались крайне недовольными. Были объявлены вторичные санкции против ряда зарубежных транспортных компаний. Примерно 100 из 30 стран получили предупреждающие письма.

    Но в Вашингтоне и Брюсселе, видимо, полагают, что эффективнее для соблюдения ценовых потолков не отслеживать сотни владельцев танкеров, а ограничить транзит через датские проливы судов без страховок P&I. Практически вся водная гладь балтийских проливов покрывается территориальными и прилегающими зонами Дании, Швеции и Норвегии.

    И тогда России придется вернуться под пресс ценовых потолков, так как на строительство трубопроводов от балтийских портов Усть-Луга и Приморск, например, к Мурманску потребуются годы. Тем более что успешный опыт, как ужесточить регулирование танкерных перевозок, накопила Турция.

    С 2003 года любые суда длиной более 200 метров могут проходить Босфор и Дарданеллы только в одиночку и только днем. 1 декабря Турция потребовала страховки, соответствующие требованиям ценовых потолков. В результате накануне нового 2023 года на траверзе Босфора скопилась очередь из 19 танкеров. Потом она рассосалась. Но наверняка Анкара пошла на компромисс не бесплатно, как и в случае с зерновой сделкой.

    Однако на Западе не могут не учитывать опасность для него самого перекрытия Датских проливов. Через них ежесуточно транспортируется около 2 млн баррелей российской сырой нефти плюс столько же дизеля и бензина. Для российского ТЭК, до 60% экспорта которого идут через Балтику, это, конечно, грозит катастрофой. Но и мировые цены в этом случае могут взлететь до $150 за баррель, так как минус 2 млн баррелей — это 2% мирового спроса.

    Между тем авторы идеи «потолков», прежде всего министр финансов США Джанет Йеллен, добиваются не сверхдорогой нефти, а существенного снижения экспортных доходов России при сохранении глобального ценового паритета. Йеллен даже предлагала в мае прошлого года Еврокомиссии не вводить эмбарго на российскую нефть, а ограничиться одним только ценовым потолком.

    Таким образом, датскую карту Западу придется использовать крайне осторожно, чтобы не навредить самому себе. Не случайно официальных данных о возможности перекрытия проливов до сих пор нет. Пока ограничились пробным шаром, брошенным FT.

    Но при любом исходе датской истории ясно, что санкционная война переходит в новую, еще более опасную для нас фазу. Упор делается в последнее время не на количество рестрикций (их и так уже объявлено более 17 тыс.), а на качество их реализации.

    Previous ArticleПока вы не уснули: причина мощного шторма в РФ и приговор журналистке Баязитовой
    Next Article 27.11.2023: В России стартуют продажи электромобилей Rising

    Related Posts

    Архитекторы новой эры: как Москва и Пекин перекраивают мировую экономику

    27 ноября, 2025

    Предложен новый способ борьбы с «бабушкиными схемами» при продаже квартир: семидневный период охлаждения

    26 ноября, 2025

    Новогодняя ночь под пальмой подешевела: хозяева отелей раскрыли причину

    25 ноября, 2025
    Новое на сайте
    Автомобили 27 ноября, 2025

    Минпромторг сохранит отсрочку уплаты утильсбора для автопроизводителей в 2026 году

    Минпромторг намерен сохранить для российских автопроизводителей, работающих по специальным инвестиционным контрактам, отсрочку уплаты утилизационного сбора…

    Архитекторы новой эры: как Москва и Пекин перекраивают мировую экономику

    Минфин проанализирует возможность взимания туристического налога при аренде

    Zeekr предлагает владельцам моделей 001 и 009 обновить автопилот, но не бесплатно

    Бесплатный доступ к Claude: как и зачем использовать современный ИИ-помощник

    Предложен новый способ борьбы с «бабушкиными схемами» при продаже квартир: семидневный период охлаждения

    О нас
    О нас

    Все самое важное и интересное за последние сутки в мире и России. Ежедневные публикации наших корреспондентов с области экономики, медицины, туризма и многое иное!

    Facebook X (Twitter) Pinterest YouTube WhatsApp
    Это интересно

    Geely начала продажи Galaxy L6

    12-летняя дочь Джигана и Оксаны Самойловой получила первую музыкальную награду

    Родителям придется подтвердить родство c младенцем от суррогатной мамы

    Это популярно

    В России с 2026 года введут новые дорожные знаки и изменят нормы парковки

    4 октября, 2025

    Генконсульство не получало жалоб от российских туристов из отеля в Хургаде

    17 апреля, 2025

    В Сочи сократилась загрузка центральных пляжей

    7 сентября, 2023
    © 2025 Mend-boln.ru. Все права защищены.

    Type above and press Enter to search. Press Esc to cancel.