«На селе россияне давно перешли на самогон»
Минфин предложил повысить минимальные цены на водку, бренди и коньяк. Так, с 1 января 2024 года 0,5 литра «беленькой» подорожает с 281 до 299 руб. Как рост цен отразится на рынке контрафактного алкоголя? Как изменится спрос? Эксперт по маркетингу крепкого алкоголя, член Гильдии маркетологов Руслан Брагин считает, что потребители не заметят роста цен. Сельские жители давно перешли на самогон, так как стоимость водки стала неподъемной.
-Зачем ежегодно повышать цены на крепкое спиртное?
-Минимальные цены на алкоголь индексируют ежегодно. Бутылка водки стоила и 120 рублей, и 160, и 190. Это нормально. Причины на то две. Первая, это снижение алкоголизации населения или борьба за народное здравие. Вторая, это борьба с контрафактом. Если потребитель увидит бутылку водки дешевле ее минимальной стоимости, значит, это подделка. И если маркетологи могут использовать психологический прием и назначать цены ниже круглого числа (например, 39,90 долларов или 99 франков), то с водкой за 299 рублей ситуация другая. Подорожание водки – это закономерный процесс, направленный на две цели: борьбу с контрафактом и снижение алкоголизации.
-Издержки производителей вносят свою лепту в подорожание конечной продукции?
-Разумеется. Раньше, чтобы сделать бутылку производители использовали финские краски, импортную самоклеящуюся этикетку, немецкую фольгу. Теперь этого ничего нет. Приходится выкручиваться и искать локальных производителей. Смена партнеров стоит денег.
-Преодоление отметки в 299 рублей может оказаться заметным потребителей? Как отреагирует рынок?
-Если отъехать на 100 км от Москвы, мы увидим, что там уже сейчас водку пьют только по праздникам. Она для местных жителей дорогая. Там пьют самогон. Те, кто живет в крупных городах, могут себе позволить водку, но в сельской местности все иначе. Если говорить о качестве напитка, то вся водка хорошая — и за 300 рублей, и за 1,3 тыс., и за 5,3 тыс. руб. У потребителей алкоголя есть два психологических порога: бутылка до 500 рублей и до 1 тыс. рублей. Если один или другой порог преодолен, дальше уже цена не играет особой роли.
-В список напитков на индексацию включили ром — 403 руб. за 0,5 л. Категория небольшая совсем, но растущая. Почему именно ром?
-Ром — очень маленькая категория в РФ. Есть три вида: белый, золотой и выдержанный. Выдержанный и золотой пьют в числом виде. Белый используют для приготовления коктейлей. Судя по всему, кто-то отслеживает тенденции и по данным ЕГАИС (Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) видит, что категория «ром» растет. Видимо, россияне диверсифицируют свой портфель потребляемых напитков и делают ставку на ром. Поэтому цену решили зафиксировать 403 рубля за бутылку 0,5 — нормальная цена для дешевого невыдержанного рома.
Как изменятся минимальные цены с 1 января 2024-го:
Водка с 281 руб. до 299 руб.
Бренди с 375 руб. до 403 руб.
Коньяк с 517 руб. до 556 руб.