«Сейчас не время праздновать»
Производители французского шампанского заявляют, что продажи вина падают из-за глобального уныния и изменения привычек. В прошлом году поставки упали почти на 10%, а специализирующиеся на игристых винах компании обвинили в возникшей ситуации экономические и политические проблемы и удешевление напитков.
тестовый баннер под заглавное изображение
Ассоциация производителей игристых вин заявила, что “изменение привычек и мрачное состояние мира” негативно сказалось на продажах французского шампанского, поставки которого в прошлом году сократились почти на 10%, пишет The Guardian.
Потребители на таких важнейших рынках, как США и Франция, сократили потребление элитных напитков, поскольку экономическая и политическая нестабильность ухудшила настроение публики на вечеринках, требующих веселящих напитков с пузырьками.
“Шампанское — это настоящий барометр настроения потребителей, — поясняет президент Генерального синдиката виноградарей, профсоюза производителей и сопредседатель объединенной торговой ассоциации “Комитет Шампани» Максим Тубар. – Сейчас не время праздновать, учитывая инфляцию, конфликты по всему миру, экономическую неопределенность и политическую выжидательную позицию на некоторых крупнейших рынках шампанского, таких как Франция и Соединенные Штаты”.
Более доступные альтернативы, включая итальянское просекко, английские игристые вина и креманы, все чаще вытесняют шампанское на потребительском рынке, а спрос на французское игристое премиум-класса упал до самого низкого уровня более чем за два десятилетия. Тем более, что в последние годы недорогие алкогольные напитки стали более конкурентоспособными с точки зрения качества.
Все больше данных свидетельствует о том, что поколение Z и миллениалы на ключевых рынках (например, в Соединенных Штатах), отказываются от алкоголя, в то время как бэби-бумеры выходят на пенсию и тратят меньше денег на вино, отмечает The Guardian.
В июле прошлого года французские производители шампанского решили сократить количество собранного винограда после того, как продажи игристого упали более чем на 15% в первой половине 2024 года. Объем поставок за весь год снизился на 9,2% по сравнению с 2023 годом и составил 271,4 млн бутылок.
Правда, еще в 2022 году спрос на шампанское резко возрос после пандемии, когда объем поставок достиг 326 млн бутылок, однако с тех пор он начал снижаться. В 2023 году было отгружено около 299 млн бутылок, что говорит о снижении спроса более чем на 8%.
Урожай пролого года во французском регионе Шампань пострадал от заморозков и влажной погоды, что связывают с ухудшением климата. Эти явления усилили поражение ценных виноградных лоз плесенью.
В прошлом году объем продаж на французском рынке составил 118,2 млн бутылок. Это оказалось на 7,2% меньше, чем в 2023 году, что виноделы объяснили преобладающим “унынием” во Франции, потрясенной политическими потрясениями. Как напоминает The Guardian, Франсуа Байру, имеющий репутацию союзника президента Эммануэля Макрона, был приведен к присяге в качестве четвертого премьер-министра Пятой Республики за год в декабре, когда Франция боролась с растущим кризисом в расколотом парламенте. Его администрация остается слабой и по-прежнему сталкивается с тяжелой борьбой за принятие бюджета на 2025 год, которая привела к отставке предыдущего премьера Мишеля Барнье.
Неудивительно, что на таком фоне экспорт шампанского также сократился в прошлом году: было отгружено 153,2 млн бутылок, что почти на 11% меньше, чем в 2023 году. “Именно в менее благоприятные периоды мы должны готовиться к будущему, поддерживать наши экологические стандарты, завоевывать новые рынки и новых потребителей”, — не теряет надежды сопредседатель “Комитета Шампани” Давид Шатийон.
В отличие от других вин, большинство бутылок шампанского представляют собой смесь нескольких винтажей, в которых используются запасы прошлых лет. Эти запасы пополняются в хорошие годы и могут компенсировать неурожай, отмечает Reuters.
Как бы то ни было, шампанское — не единственный предмет роскоши, которому грозит расплата. В 2024 году общие расходы на предметы роскоши остались на прежнем уровне, а цены на акции крупных брендов упали. Отрасль также сильно пострадала от того, что "амбициозные" покупатели предметов роскоши — те, кто сразу после пандемии потратил большие деньги на люксовые товары, — стали сдерживать свои расходы.