Бизнес превращает один успешно реализованный авиационный проект в систему
Каждое лето перед россиянами встает вопрос: где провести отпуск? По статистике, в последние два года особую популярность у наших сограждан приобретает внутренний туризм. Причем не только на традиционные курорты юга России, но и в Сибирь, и на Дальний Восток. Вот только как туда добраться? Как поется в одной песне, «только самолетом можно долететь».
Как реконструируют южные аэропорты
Когда мы говорим Сочи, то представляем себе курорт. А когда говорим курорт, то первым делом думаем о Сочи.
Действительно: мекка, жемчужина и все остальные эпитеты. Море, пальмы, горы… Где еще такое возможно, как не там?!
В минувшем году аэропорт Сочи обслужил около 14 миллионов человек. По оценке экспертов, нынешнее лето – такое же «жаркое» по части пассажиропотока.
Вспомним недавнюю историю этого аэропорта.
За реконструкцию долгостроя – аэровокзального комплекса – в 2007 году взялась компания Олега Дерипаски. И к зимним Олимпийским играм в 2014 году в Сочи «долгострой» стал первым сданным и введенным в эксплуатацию инфраструктурным объектом. Его пропускная способность составляла 7 миллионов пассажиров в год, и уже была заложена тенденция роста: отметим, что пассажиропоток в 2013 году находился на уровне 2 млн человек в год. Но на сегодняшний день, как мы уже сказали, он принимает и отправляет в два раза больше. Потому что работа по реконструкции проведена на высоком уровне, с применением современных технологий. Кстати, совершенствование сервиса здесь продолжается постоянно.
На сегодняшний день аэропорт Сочи – единственный, действующий в Краснодарском крае. В 2022 году воздушные гавани Краснодара, Анапы, Симферополя и Геленджика в целях безопасности полетов приостановили обслуживание воздушных судов.
Но это вовсе не означает, что жизнь этих аэропортов замерла. На базе аэропорта Краснодар «Аэродинамика» (управляющая компания аэропортами Сочи, Краснодара и Анапы) строит крупнейший в ЮФО аэровокзальный комплекс с современным терминалом площадью 83 тысячи кв. метров.
Дело в том, что краснодарский аэропорт (недавно ему исполнилось 92 года) давно нуждался в реконструкции. В 2021 году в двух типовых советских терминалах он с трудом обслуживал 5 миллионов пассажиров.
Вот почему напрашивалась основательная реконструкция. Чтобы всё было по последнему слову технологий и дизайна. В регионе фактически возводится крупнейший пересадочный узел, включающий в себя аэропорт, железнодорожный и автовокзал. Эти объекты упростят доступ туристов и отдыхающих на все популярные курорты Черноморского побережья.
Комплекс готовится к сдаче в 2026 году, однако в уже отстроенных трех этажах угадываются черты проекта, который свяжет Краснодарский край со странами Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.
Именно такое развитие в 2010 году закладывала команда Дерипаски, управлявшая активом: строительство на базе аэропорта Краснодар мультимодального транспортного узла.
Не прекращаются работы и в аэропорту Анапы – многие считают его самым уютным среди российских авиагаваней и называют город «главным семейным курортом».
Когда сюда пришла «Аэродинамика», стало ясно, что скромный аэропорт нуждается в дополнительных мощностях.
И они не заставили себя долго ждать. До закрытия в 2022 году аэропорт успел принять около 3 миллионов пассажиров – благодаря построенному в 2017 году современному терминалу. Он не только поднял статус Анапы на «авиационной карте», но и полюбился пассажирам.
Однако и сейчас здесь не собираются останавливаться на достигнутом, создают предпосылки к росту показателей. Для улучшения доступности Анапы РЖД реализует один из крупнейших проектов на Северо-Кавказской железной дороге – строит ветку, соединяющую аэропорт с железнодорожными вокзалами Анапы, Краснодара и Тамани.
Старый терминал советских времен реконструирован, и в нем уже открыт воздушный пункт пропуска через государственную границу.
Таким образом, вовремя принятое решение и вложение серьезных средств в инфраструктуру аэропортов дают новый импульс в развитии российского юга.
Проекты Красноярского края
Однако знаменитыми курортами Юга России туристические маршруты наших сограждан не заканчиваются. По данным аналитического отчета АСИ за 2024 год, россияне желают провести отпуск в Сибири и на Дальнем Востоке. В частности, интерес к сибирским регионам вырос с 9 до 19 %.
Понятно, что одним из важнейших авиатранспортных узлов в воздушном сообщении Сибири является международный аэропорт Красноярск им. Д.А. Хворостовского. Это без всякой натяжки стратегический транспортный узел в воздушном сообщении между западной и восточной частями России.
В 2015 году Олег Дерипаска инициировал ряд комплексных проектов в Красноярском крае, среди которых было создание на базе местного аэропорта территории перспективного развития.
Как и в ситуации с Сочи, реализации плана поспособствовало крупное спортивное событие. В 2019 году Красноярск принимал Универсиаду. И уже в 2017 году здесь был построен новый пассажирский терминал с пропускной способностью 5 миллионов пассажиров в год.
За первое полугодие 2024 года воздушная гавань перевезла почти 2 миллиона человек – на 18% больше, чем за аналогичный период 2023 года. В 2021 году красноярский аэропорт стал вторым после Шереметьево аэропортом для авиакомпаний Группы «Аэрофлот»!
Нужно ли говорить, что жителям края такое развитие дало дополнительные возможности для путешествий внутри страны и расширения деловых связей? А также способствовало стремительному росту пассажиропотока аэропорта – по итогам 2023 года он составил рекордные 3 774 450 человек, из них на внутренних линиях – 3 167 260 человек.
Или взять еще одну туристическую мекку – горнолыжный курорт Шерегеш и туристический кластер Междуреченск. Единственные ворота в эти места – международный аэропорт Новокузнецк. Он перешел под управление холдинга «Сибирские аэропорты» (группа РУСАЛ) несколько лет назад. И демонстрирует высокую динамику роста пассажиропотока по итогам 2023 года в Сибирском Федеральном округе. 534 368 пассажиров, почти на 30 % больше, чем в предыдущем году. В том числе благодаря постоянному увеличению маршрутной сети, развитию не только внутренних направлений (Казань, Новосибирск, Санкт-Петербург), но и международных рейсов – Таиланд, Египет. В ноябре 2022 года аэропорт открыл единственный в России удаленный багажный терминал. Пассажиры сдают багаж в аэропорту вылета, а получают уже непосредственно на курорте: транспортировку чемоданов и оборудования на гору осуществляют сотрудники аэропорта Новокузнецк. Мелочь, а приятно. Как отмечают эксперты, туристический поток в Шерегеш увеличивается на 10–20% каждый год. Для обслуживания туристов к открытию горнолыжного сезона в 2024 году к сдаче планируется новый пассажирский терминал аэропорта. Он позволит увеличить пропускную способность воздушной гавани в два раза, с 270 до 540 пассажиров в час. Современное просторное здание будет оборудовано 3 телескопическими трапами, навесом «сухой пассажир», залами повышенного комфорта и VIP-сектором. Стоимость строительства терминального комплекса, включая оборудование, составляет около 9 млрд руб.
Дальневосточные воздушные гавани
Если в 2023 году 17 % россиян планировали поездки на Дальний Восток, то в 2024-м этот показатель увеличился до 29 %. По цифрам все получается гладко. Но ведь туда, как говорится, два лаптя по карте!
Как известно, Антон Павлович Чехов в 1890 году добирался до острова Сахалин на пароходе «Петербург» 52 дня! Он, конечно, не пожалел времени на свое путешествие, вернулся с новыми творческими замыслами. Но нам сегодня никакого отпуска не хватит, если «железкой», морем или «на перекладных» отправляться в дальние края. Время – деньги!..
Однако и здесь путешественникам создается сервис, перед ними гостеприимно распахивают свои ворота воздушные гавани.
Компания «Красинвест», построившая в 2017 году новый пассажирский терминал в Красноярске, в минувшем году сдала в эксплуатацию крупнейший аэровокзал на Дальнем Востоке в Южно-Сахалинске. Его площадь составляет 47 000 квадратных метров, он может обслуживать 1600 пассажиров в час. Только за первый год работы новый терминал принял более 1,3 миллиона пассажиров, демонстрируя ежемесячный рост показателей на 10–12 %.
Нынешним летом воздушная гавань впервые начала обслуживать до четырех ежедневных рейсов в Москву. И открыла новые направления – в Иркутск, Екатеринбург и Санкт-Петербург.
Те, кто уже побывал на острове, говорят, что Сахалин – регион хоть и дальний, «на краю света», но имеет одно важное преимущество. А именно: легкую доступность к своим достопримечательностям.
Так, знаменитый горнолыжный курорт «Горный воздух» находится всего в 10 минутах езды от центра Южно-Сахалинска. Ближайшее побережье – в 40 минутах, а живописный маяк Анива, куда направляются толпы туристов и отдыхающих, – в 4 часах пути.
Туристическая отрасль по праву считается драйвером развития российских регионов. И здесь главным «локомотивом» выступают авиаперевозки. По исследованию ICAO, на каждый рубль, вложенный в авиацию, приходится 2,8 рубля, созданных в смежных областях.
И опыт команды Олега Дерипаски показывает, что России не страшны никакие экономические санкции, если к делу подходить творчески и ответственно. Ведь историю с реконструкцией отдельно взятого аэропорта Сочи можно назвать случайной. Но реконструкция воздушных гаваней всей отрасли, согласитесь, это уже система.