Кофейные зерна рекомендовали спасать от инфляции необжаренными
В начале августа стало известно о грядущем подорожании кофе и чая — ряд производителей уведомил ритейлеров о росте цен с 1 сентября на 6-9%. Причиной названы не только колебания курса рубля, но и низкий урожай соответствующих культур. Ритейлеры обещают смягчить рост цен промоакциями — но очевидно, что в долгосрочной перспективе «колониальные товары», как называли раньше чай и кофе, станут менее доступными. Как продавцы и рестораторы намерены выходить из положения, выяснил «МК».
О повышении цен заявил производитель, работающий в эконом- и среднем ценовом сегменте — на соответствующий документ ссылается «Коммерсант». Собеседники «МК» в федеральных розничных сетях наличие документа не подтвердили, однако согласились с главным посылом: в ближайшие месяцы ожидается значительное подорожание этого ассортимента. Причина проста: львиную долю себестоимости чае-кофейной продукции составляет импортируемое сырье.
При этом, по словам представителя одной из федеральных сетей, имеющей магазины формата от дискаунтеров до выше среднего класса, повышение цен может вызвать резкий спад потребления, особенно в регионах.
— Отказа от пакетированного чая в пользу рассыпного мы не ожидаем, — сообщил маркетолог. — Дело в том, что на принятие решения о покупке, как правило, влияет соотношение цены и даже не количества чая, а размера упаковки. Да, 200-граммовая упаковка рассыпного чая дает теоретически больше напитка, чем 100 пакетиков — однако это актуально там, где пьют чай большими компаниями, даже на уровне семейного потребления этого преимущества нет.
Замещение чая из импортного сырья может пойти двумя основными путями, добавил собеседник «МК». Во-первых, несколько увеличится сбыт чая из отечественного сырья и дружественных стран — например, возможен бартер или торговля за рупии с Индией и другими тропическими государствами, в этом случае колебания курса будут не так чувствительны.
— Во-вторых, будет расти рынок иван-чая и других заменителей черного и зеленого чая, в том числе за счет выхода большего числа купажей черного, зеленого и травяного чая, — предположил маркетолог. — Этот процесс, в целом, уже начался: обратите внимание, сколько появилось на полках чаев с травяными добавками. Тот случай, когда мера направлена на снижение себестоимости, но играет на пользу вкусовым качествам.
Что касается кофе, возможно, если повышение цен будет долгосрочным, вновь появится массовый спрос на напитки-заменители, в частности, кофе с цикорием, отметил представитель сети. Благо, эти напитки уже не так сильно ассоциируются с советским дефицитом, а напротив, приобрели оттенок продукции для экологически сознательных людей, «веганского кофе».
Рестораторы, как рассказал «МК» представитель одной из сети ресторанов среднеазиатской кухни, имеют всего два способа «отработать» повышение отпускных цен на чай и кофе: повышать цены и снижать концентрацию продукта. Добавим: в дореволюционной Москве, когда первосортный чай, как и кофе, были не слишком доступны массовому посетителю чайных и трактиров, тогдашние «рестораторы» практиковали сушку и повторное заваривание спитого чая. А сушили его прямо на металлических листах зданий трактиров, на солнышке. Кто знает, может, еще и доживем!