Не все пекарни готовы повышать стоимость «социального продукта»
В понедельник Национальный союз пекарей решил предупредить россиян о скором подорожании хлеба. Оказывается, они долго сдерживали цены, но больше мочи нет. Все дорожает – логистика, зарплаты, электроэнергия и даже мука – вот и пришло время поднимать ценник. Так ли это, корреспондент «МК» решила проверить в ближайшем магазине.
Я живу на окраине Москвы, в ста метрах МКАД, и здесь нет недостатка в продуктовых магазинах. На одной улице представлены супермаркеты практически всех торговых сетей столицы, плюс еще несколько маленьких магазинчиков, которые расположились на первых этажах жилых домов. И в каждом магазине, большом и маленьком, конечно, продается хлеб и хлебобулочные изделия. Так что с хлебом в нашем районе нет никаких проблем, если потребуется, можно купить даже среди ночи в круглосуточном магазине.
И все-таки одна проблема есть – очень ограниченный ассортимент. Причем с каждым годом он становится все хуже и хуже, про свежесть и вкус хлеба, я и не говорю. Купить вчерашний хлеб – уже большая удача, а за сегодняшним нужно охотиться с утра. Да и то не факт, что повезет. Потому что хлеб теперь стали привозить в сетевые магазины не каждый день.
«Ежедневная поставка хлеба – дорого обходится, очень большой процент отходов получается. Вы же не возьмете вчерашний батон, если рядом лежит свежий?» – объясняет Милена, менеджер торгового зала. По ее словам, хлебом торговать вообще сложно – дело это благородное, но не прибыльное.
«Хлеб – продукт социальный. На нем много не заработаешь, спасают торты, булочки, пирожки, дорогие сорта хлеба с сухофруктами и орехами. Но торговать хлебом, конечно, приятнее, чем водкой,» – говорит Милена.
От ответа на вопрос, готовиться ли нам, покупателям, к подорожанию хлеба, сотрудница магазина уклонилась. Сказала лишь, что пока никаких указаний на это счет не поступало и даже слухов внутри их торговой сети нет. Кроме того, Милена сомневается, что власти разрешат торговым сетям поднимать цены на социально значимый товар перед выборами, ну а потом будет видно.
В том же здании, где находится супермаркет, расположена частная пекарня. И многие местные жители, как правило, покупают хлеб именно здесь – тут он всегда свежий, мягкий, часто прямо горячий, из печки. Кстати, пекарня в отличие от супермаркетов на весь микрорайон одна, поэтому тут всегда людно. Дожидаюсь момента, когда у прилавка тает поток покупателей, и задаю тот же вопрос продавцу: собираются ли в ее заведении повышать цены на хлеб. Оказывается, что за прилавком стоит сама хозяйка семейного бизнеса: пекарня принадлежит Зухре и ее мужу.
«Нет-нет, – замахала женщина руками. – Мы будем держать цены во что бы то ни стало».
По ее словам, в прошлом году, когда все цены рванули вверх, они подняли цены на кондитерку и сразу же упали продажи. Так что задирать цены невыгодно, то на то и выходит. Женщина, конечно, пожаловалась, что все сейчас дорожает — мука, аренда помещения, различные импортные ингредиенты для кондитерских изделий, но потом все-таки призналась, что у маленькой частной пекарни практически нет таких издержек, как у соседнего магазина, который продает большие партии хлеба.
«Вы бы видели, сколько у них остается нереализованного хлеба, особенно летом, после выходных, когда люди уезжают на дачу. Просто ужас! А у нас почти нет отходов. Мы знаем, что в конце недели люди уезжают за город, значит, нужно сократить выпечку, а в понедельник, наоборот, увеличиваем объемы продукции, потому что все возвращаются. А если вдруг к концу дня, что-то остается не распроданным, то можем сбросить цену, лишь бы ничего не оставлять на завтра», – говорит Зухра.
Расходы на транспорт у частной пекарни тоже невелики, потому что торговую точку от производственного цеха отделяет лишь перегородка. «Самые большие затраты идут на оплату электричества, аренду, недавно печь новую дорогую купили, правда, когда окупится, не знаем. Надо было раньше менять оборудование, когда доллар был дешевый», – перечисляет хозяйка пекарни.
И вот тут возникает вопрос: может, стоит увеличить количество таких пекарен? Чтобы среди пекарей была конкуренция, а у нас, покупателей, свобода выбора и богатый ассортимент? Глядишь, тогда и с ценами на хлеб вопрос наладится сам собой.