Верховный суд указал, когда банк не вправе автоматически возвращать себе средства
Вернуть клиенту ранее списанные со счета деньги должен будет один из крупнейших банков России. Чтобы вернуть честно заработанное, жителю подмосковного Одинцова пришлось дойти до Верховного суда.
Как выяснил суд, в течение нескольких дней 2022 года мужчина провел 96 операций по конвертации валюты (доллары и евро) и успел неплохо подзаработать. Дело в том, что в удачный для гражданина момент курс валют в банке, который его обслуживал, был заметно ниже курса Банка России и биржевого курса. Путем перепродажи валюты он сумел серьезно улучшить свое благосостояние.
Когда в банке обнаружили подозрительную активность клиента, с его счетов списали без малого 70 тыс. евро, а сами счета (всего их было четыре) заблокировали.
Мужчину это не устроило, он потребовал от банка вернуть заработанное, однако ему отказали. Тогда он обратился в суд, попросив вернуть ему деньги, а также компенсировать моральный вред (его он оценил в 100 тыс. рублей) и уплатить штраф.
Одинцовский суд отнесся к клиенту банка с пониманием: постановил вернуть деньги, уплатить штраф (более двух миллионов рублей). Правда, моральный вред оценил скромнее: 10 тыс. рублей.
Но затем дела предприимчивого одинцовца пошли не по плану: Мособлсуд встал на сторону банка, так же, как и Первый кассационный суд общей юрисдикции. Банк аргументировал свои действия тем, что обогатиться ему помогла ошибка сотрудника, который указал неверные данные о банковском валютном курсе.
Пришлось обращаться в Верховный суд. И в высшей инстанции пришли к выводу, что правда все же на стороне клиента. В определении суда указано, что гражданин действовал на основании официальных данных о курсе валют, опубликованных на сайте, эта же информация была доступна и другим клиентам. То есть с юридической точки зрения он ничего не нарушил, действовал в рамках закона, его вины в том, что банком была допущена ошибка, нет. Поэтому решения апелляции и кассации отменены, дело отправлено на новое рассмотрение в Мособлсуд.