Павел Шапкин: «Потребители сметут с прилавков недорогие напитки»
В России в три с лишним раза могут вырасти акцизы на вино. Согласно проекту поправок к Налоговому кодексу, с 1 мая 2024 года ставка взлетит с 34 до 108 рублей за литр. Правда, пока это только замысел, но раз с таким предложением выступил Минфин, скорее всего, оно будет принято. А раз так, то можно официально окрестить 2024-й годом масштабной трансформации винного рынка. Как результат, самые бюджетные импортные тихие и игристые напитки подорожают: с четырехсот рублей за бутылку до 1000 рублей, а те, что стоили тысячу – потянут на полторы. Ну а потребители тем временем ринутся сметать любимые напитки с прилавков по старым ценам. Об этом в интервью «МК» рассказал глава Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин.
— Считаете ли вы трехкратный рост акцизов на вино существенным?
— Информацию о такой индексации Минфин хранил в тайне. Сумма акцизов, подлежащих уплате по подакцизным товарам, включается в налоговую базу по НДС. Сейчас акциз 34 рубля за 1 литр вина, а будет 108 рублей. В структуре стоимости бюджетного напитка на акциз и НДС теперь придется около 130 рублей. Соответственно, рост цен на бутылку окажется таким, что потребителю его трудно будет не заметить. Кроме того, второе чтение проекта поправок в Налоговый кодекс может принести новые сюрпризы. Нельзя исключать, что акциз прокачают еще сильнее.
— Какие вина подорожают сильнее всего?
— Разница в сумме акцизов для российских и импортных вин колоссальная. Напомню, что с августа ставки ввозных таможенных пошлин на импортное вино из недружественных стран уже повысили с 12,5% до 20% (но не менее $1,5 за литр). А курс доллара сейчас сами знаете какой (почти 98 рублей. — Прим. «МК»). Да, пошлина временная — до Нового года, но как мы знаем, не бывает ничего более постоянного, чем временное. Подчеркну, что если пошлина распространяется на вино только из недружественных стран, то акциз коснется всех без исключения. Подорожают напитки из ЮАР, из Аргентины, из Грузии, которые сейчас стали лидерами импорта в РФ. Между тем для российских производителей существует «обратный акциз», или вычет. Подтвердив, что вино произведено из российского винограда, производитель получает возврат большей части уплаты акцизного сбора (34 рубля на тихие вина и 45 на игристые). По факту российский винодел платит 1 рубль с 1 литра. Да, ставки акциза для них тоже вырастут, но платить они будут где-то 8-9 рублей за литр вина, а не 130, как иностранные производители. Получается, они будут платить меньше в 14 раз.
— Что из этого вытекает: импортные напитки на полке подорожают где-то на 130 рублей?
— Если бы! Увеличение акцизов запустит целую цепочку подорожаний. Далее подтянутся торговые накрутки и прочие. В конечном счете бутылка бюджетного импортного вина на прилавке вырастет в цене примерно на 300 рублей. Если сейчас потребитель покупает, допустим, базовое вино из региона Португалии Винью Верде или немецкий рислинг в рознице за 450, то в 2024-м за бутылку ему придется заплатить около 1 тыс. рублей. Это огромная разница.
— Сколько от такой меры может дополнительно получить бюджет?
— В обосновании к проекту сказано, что в результате казна пополнится на 150 млрд руб. в 2024–2026 годах.
— Между тем на винном рынке будет масштабная трансформация?
— Разумеется. Этот акциз, который может начать действовать только с мая 2024-го, будет заложен в стоимость уже сейчас, и каждый новый завоз будет становиться дороже. Плюс неизвестно, что будет с курсом рубля, который влияет на пошлину. В результате весь бюджетный импорт оказывается под большим вопросом. Скорее всего, со временем он вовсе прекратится. Покупательская способность в России не дотягивает для такого уровня. Бутылка вина за тысячу для обычного потребителя — это слишком дорого. Смысл привозить такие напитки в страну пропадет.
— Какую модель поведения выберет потребитель?
— Пока будут распродаваться запасы по прежним, привычным нам ценам. Но на новостях о серьезном повышении акциза россияне побегут в магазины, чтобы успеть закупить еще доступное импортное вино. Довольно быстро в рознице кончатся такие напитки, остатки распродадут.
— Разве от этого выиграет наш отечественный производитель?
— Вот именно. Парадокс заключается в том, что сейчас, когда все потребители ринутся в супермаркеты за бюджетным импортным вином, спрос на отечественное резко просядет. Продажи продукта, на который хотят перевести российского потребителя, вовсе встанут.