Это поможет в планировании их вторичной переработки и создании в нашей стране экономики замкнутого цикла
Эффективность реализации национального проекта «Экологическое благополучие», успешность коммерческих проектов и инвестиционная привлекательность «зеленой» экономики зависят от управленческих решений, основанных на достоверных сведениях. Вместе с тем, официальная статистика искажена и не дает адекватного представления об объемах образования отходов. Эксперт Института прикладных экономических исследований Президентской академии Содном Будатаров проанализировал возможности усовершенствования отчетности в сфере обращения с отходами.
Для выполнения поручения Президента РФ о формировании к 2030 году в нашей стране экономики замкнутого цикла, обеспечивающей сортировку 100% ежегодно образуемых ТКО и повторное вовлечение в хозяйственный оборот не менее 25% вторичных ресурсов и сырья, необходим достоверный учет объема образования отходов.
Ныне существующие формы отчетности имеют ряд недостатков и создают риски планирования, что негативно отразиться на достижении цели национального проекта «Экологическое благополучие», реализации коммерческих и инвестиционных проектов.
Так, согласно официальным данным, в 2019 году в России образовалось 105 млн тонн отходов строительства, сноса и грунта, накопленных на конец года, а данные 2-ТП (отходы) за 2020-й год свидетельствуют о наличии на начало года 18,6 млн тонн. «Непонятно, как из отчетности исчезли более 86 млн тонн отходов строительства, — отметил эксперт. — Подобное искажение статистической информации может быть связано с тем, что отходообразователи используют их повторно, не предоставляя официальных сведений». При этом только столица и Подмосковье в 2020 году произвели примерно 50 млн тонн отходов строительства, сноса и грунта.
Другой пример касается отчетности предприятий по отходам 1 и 2 класса опасности. Эксперт обращает внимание, что компании, производящие такой отход, переводят их в 3 класс опасности, «превращают» отходы в «товар» или вовсе уклоняются от предоставления сведений. «Федеральный экологический оператор» («ФЭО»), реализующий федпроект по созданию инфраструктуры обращения с отходами 1 и 2 классов опасности, столкнулся с тем, что отходообразователи перестали отражать в отчетности ранее заявленные объемы. Из-за этого часть мощностей по переработке таких отходов может быть недозагружена. При этом «ФЭО» не имеет возможностей контролировать хозяйственную деятельность предприятий и проверять их, а налоговая инспекция не способна отследить движение отходов, поскольку это не относится к сведениям бухгалтерской отчетности.
Эксперт Президентской академии предлагает внести изменения по восьми пунктам современной организации учета движения ТКО, в том числе, изменить законодательство и правила сбора информации об утилизации отходов. Например, дополнить соответствующий приказ Минфина России положением, предусматривающим разработку проекта федерального стандарта бухгалтерского учета движения отходов и вторичных ресурсов со сроком представления уведомления о разработке проекта стандарта в IV квартале 2024 года, со сроком представления проекта стандарта в Совет по стандартам бухгалтерского учета в I квартале 2025 года и предполагаемой датой вступления стандарта в силу для обязательного применения в 2027 году. Также предлагается разграничить и исключить в ведомственных документах дублирование отчетной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.