Авиаэксперт Гусаров назвал причины, по которым дорожают перелеты
Правительство и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) должны поддержать народную инициативу и зафиксировать стоимость авиабилетов на весь период их продажи. С таким предложением выступил депутат Госдумы Султан Хамзаев. Цены на авиабилеты не должны расти каждый день по мере приближения к дате вылета. От постоянного увеличения их стоимости страдают люди, которые срочно летят на похороны, лечение, в командировки, уверен парламентарий. Чем грозит авиаотрасли реализация описанной инициативы, «МК» выяснил у экспертов.
С начала года цена авиабилетов выросла на 20%, что более чем в два раза выше инфляции, которая к середине октября составила 8,5%, согласно данным Росстата. На это власти давно обратили внимание и стали активно искать выход. Ранее в Минтрансе предложили механизмы, которые могут помочь снизить цены на авиаперелеты: мокрый лизинг (позволяет взять борт в аренду «под ключ», то есть арендовать самолет сразу вместе с экипажем, страховкой и набором техобеспечения), каботажные авиаперевозки (перевозки пассажиров внутри одной страны выполняются с привлечением иностранных авиакомпаний) и овербукинг (продажа большего числа билетов, чем количество мест в салоне, а в случае прихода на рейс всех пассажиров часть из них пересаживают на свободные места более высокого уровня, например, в бизнес-класс). Однако пока эти предложения не нашли поддержки ни в экспертном сообществе, ни у других ветвей власти.
Между тем проблему с дорогими авиаперевозками решать нужно, и вот в Госдуме захотели отменить динамическое ценообразование — так называется процесс увеличения стоимости авиабилета по мере приближения к дате вылета. Накануне ноябрьских длинных выходных правительству и ФАС предложили установить фиксированную стоимость авиабилетов на весь период продажи. «Цены на билеты не должны расти по понятным только авиакомпаниям причинам. Чем ближе к рейсу, тем с каждым днем стоит дороже — это неправильно», — заявил депутат Султан Хамзаев. Если авиакомпании готовы предоставлять людям услугу, то они должны изначально обозначить её стоимость. «От повышения цен чаще всего страдают простые люди, которые летят срочно на похороны, на лечение и прочее», — подчеркнул депутат, добавив, что авиакомпании до сих пор занимаются ценовыми спекуляциями, а это должно быть запрещено законом.
Однако у экспертов есть опасения, что эта инициатива сделает перевозки еще более недоступными. Специалисты полагают, что ограничения на цены заставят авиакомпании сокращать количество рейсов или повышать стоимость дополнительных услуг, таких как багаж, выбор мест и питание. Попытка административным образом регулировать стоимость авиабилетов откинет отрасль во времена СССР, где рынка не было, а все убытки гасило государство. Своими опасениями в этой связи поделился авиаэксперт, главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.
— Почему в современной России нельзя применить опыт СССР с его фиксированными ценами на билеты?
— Единственная авиакомпания, которая совершала авиаперелеты в то время, осуществляла свою деятельность за счет государственной поддержки. Сегодня у нас много частных авиакомпаний, задача которых зарабатывать прибыль для своих акционеров. Как государство частным перевозчикам может что-то приказать? Но даже если оно применит административное давление, то такие приказы нарушат рыночные механизмы и в итоге авиакомпании разорятся. В результате Россия останется без массовых авиаперевозок.
— Возможен ли другой путь?
— Если власти хотят сохранить отрасль и при этом ввести фиксированные цены, то они должны будут поддерживать авиаперевозчиков своими субсидиями из бюджета. Сейчас этот механизм работает в удаленных регионах со сложной географией, где авиаперевозки — это социальная функция. Там авиаперевозчикам компенсируется 50% реальной стоимости авиабилетов. Вряд ли сегодня Минфин согласится субсидировать все пассажирские авиаперевозки в России, потому что это огромные деньги, а бюджет у нас и так дефицитный.
— Так как же обуздать рост цен на авиабилеты?
— Предметно разобраться, из-за чего они растут и воздействовать на них с помощью рыночных механизмов. До 80% выручки авиакомпаний идет мимо их кассы: на оплату топлива, на аэропортный сбор, за ремонт, лизингодателям… В августе стоимость авиакеросина побила очередной рекорд, сборы аэропортов скоро будут проиндексированы на уровень инфляции, то есть опять поднимутся. Все это влияет на стоимость авиаперелетов. Вот здесь властям и нужно разбираться с ценообразованием.