Вопросы безопасности должны стать важнейшими на саммите в Казани
Предстоящий 22 октября в Казани саммит БРИКС обещает стать отправной точкой в достижении нового формата организации — как количественного, так и качественного. Изначальная «тройка» РИК (Россия, Индия, Китай) сначала стала «пятеркой» после добавления Бразилии и Южной Африки, а сейчас насчитывает уже десяток государств.
Еще около 30 стран так или иначе обозначили свое желание присоединиться к БРИКС. Вопрос о приеме новых членов и их статусе будет обсуждаться в Казани. Вопросы будут и с качеством организации, с созданием новых механизмов подготовки, согласования и реализации решений. Востребованность таких постоянно действующих институтов проявилась в проведении свыше 200 конференций и форумов под эгидой организации БРИКС, которые прошли за год российского председательства по разным экономическим, научным, гуманитарным проблемам.
В условиях растущей настороженности Запада к уже существующей межконтинентальной организации и перспективе ее быстрого расширения неизбежно встает вопрос и об институционализации взаимодействия в области безопасности.
С точки зрения военно-политической арифметики потенциал БРИКС впечатляет. В нее входят 4 ядерные державы (Россия, Китай, Индия и Пакистан). Миллионы воинов стоят под ружьем в странах «десятки». Воздушный и военно-морской флот каждой насчитывает сотни и тысячи самых современных боевых машин. Однако даже до простого сложения сил и возможностей дело пока не дошло. Что уж говорить о более сложных действиях типа умножения или возведения в степень…
Созданию «стальной арматуры» нового здания БРИКС может помешать «врожденный порок» изначальной архитектуры. «Деятельность организации не направлена против третьих стран, и сама она не является военным блоком» — эта мантра повторяется из одного документа БРИКС в другой. При этом игнорируется тот факт, что «третьи страны» постоянно угрожают безопасности стран — членов объединения.
Для налаживания взаимодействия в области безопасности вовсе не обязательно создание военного блока, достаточно хотя бы создать постоянно действующую координационную структуру. Например, ООН не является военным блоком, но имеет многотысячные миротворческие войска, которые управляются из Нью-Йорка военно-штабным комитетом, который, в свою очередь, подчиняется Совету Безопасности ООН. Со времени создания в 1956 году силы ООН провели 71 крупную миротворческую операцию. Они и в этот момент находятся в «горячих точках», охлаждают противостоящие стороны на разных континентах, оказывают гуманитарную помощь мирным жителям.
Другой пример — реальное взаимодействие ОДКБ, СНГ и ШОС, в которые наряду с другими государствами входят ведущие страны «десятки» БРИКС: Россия, Китай, Индия, Пакистан. Совсем недавно, 9 октября, в Москве прошла двенадцатая встреча высших должностных лиц ОДКБ, СНГ, ШОС. Руководители исполнительных органов трех крупнейших евразийских организаций обменялись мнениями по актуальным вопросам международной обстановки и опыту работы, обсудили дальнейшее развитие сотрудничества в сфере региональной безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам.
Создание в том или ином формате постоянно действующего органа БРИКС по вопросам безопасности вызвало бы положительную реакцию в странах Большого Юга. Именно такую реакцию вызвало учреждение в 2014 году и последовавшее наращивание деятельности Нового Банка развития БРИКС. Альтернатива в области финансов ускорила процессы поиска оптимальных решений для самостоятельного развития.
В области безопасности твердая позиция Москвы и Пекина привлекает интерес растущего числа стран мира, уставших от гегемонии Запада и стремящихся получить защиту и поддержку в поисках собственного пути развития. Участие в деятельности координационного механизма входящих в БРИКС крупнейших региональных держав четырех континентов позволило бы достаточно быстро и эффективно создать контур глобального взаимодействия. Весьма эффективными могут оказаться и региональные форматы.
Постоянная угроза важнейшим транспортным маршрутам препятствует развитию единого рынка БРИКС, всей мировой торговли. Сложение возможностей военно-морских флотов прибрежных государств и великих морских держав — членов организации заполнило бы существующий вакуум безопасности, в первую очередь в бассейнах Индийского и Тихого океанов. Спекулируя на этой проблеме, Запад создает новые военно-политические организации типа АУКУС и КВАД. Налаживание практического сотрудничества военных из стран БРИКС позволило бы ослабить сохраняющееся взаимное недоверие, избавиться от вмешательства внерегиональных держав.
Еще одна возможность реального взаимодействия в области безопасности — это возникновение миротворческих сил БРИКС на основе уже действующих форматов ОДКБ, СНГ и ШОС. Их деятельность дополнила бы проведение миротворческих операций, которые блокируются в ООН странами Запада. В составе вооруженных сил России, Китая, Индии и других стран «десятки» уже имеются соответствующие контингенты, и они могут начать действовать сразу после принятия политического решения.
Еще Конфуций призывал «быть со всеми в дружеских отношениях, оказывать взаимопомощь в охране территории и наблюдении за врагом». Для БРИКС это более чем актуально. На наших глазах БРИКС превращается из организации межконтинентальной в организацию глобальную. Притягательность БРИКС очевидна и требует от отцов-основателей адекватных ответов на ожидания тех, кто уже стучится в дверь организации, и тех, кто внимательно присматривается к действующей модели нового миропорядка. Без должного внимания к вопросам безопасности она не сможет ответить на главные вызовы современности. «Золотые кирпичи» БРИКС надо укладывать вокруг «стальной арматуры» надежных несущих конструкций.