Медицинский работник в кабинете ультразвуковой диагностики. Архивное фото
Для развития медицинского туризма в России нужно наладить работу по привлечению туристов из стран СНГ и БРИКС, а также обновить национальную стратегию по развитию медицинского туризма, говорится в исследовании консалтинговой компании «Яков и Партнеры», которое имеется в распоряжении РИА Новости.
Там подсчитали, что объем рынка медицинского туризма в России к 2030 году может составить от 2,2 до 7,6 миллиарда долларов в зависимости от того, по какому сценарию он будет развиваться. Пока вклад медицинского туризма в отечественный ВВП компания оценила в менее 0,01% — исходя из данных по итогам 2023 года, это соответствует менее чем 0,2 миллиарда долларов. Для улучшения ситуации, по мнению экспертов, необходимо устранить ключевые препятствия и пересмотреть национальную стратегию деятельности в этой сфере.
«В среднесрочной перспективе, до 2026 года, целесообразно активизировать работу по увеличению потока медицинских туристов из стран СНГ, в том числе тех, кто не владеет русским языком, но спокойно изъясняется на английском. Параллельно следует тестировать готовность инфраструктуры в специально отобранных клиниках (как государственных, так и частных) в различных регионах России, чтобы обеспечить массовый прием иностранных медицинских туристов из дружественных стран дальнего зарубежья, в первую очередь БРИКС+», — процитировали в сообщении эксперта практики здравоохранения «Яков и Партнеры» Максима Мосейко.
Говоря о развитии медицинского туризма в России в долгосрочной перспективе — до 2027 года и далее, Мосейко считает, что особое внимание необходимо уделить аккредитации медицинских учреждений, стандартам качества и получению обратной связи от пациентов. «Большое значение также имеет успешная цифровая трансформация всей системы здравоохранения в России и повышение роли страховых компаний в медицинском обслуживании иностранных граждан», – отметил он.
Как отмечают эксперты, из-за недостатков статистического учета в России «медицинским туристом» считается любой иностранный гражданин, получающий любую медицинскую услугу на территории страны, в том числе мигрант, который проходит обязательный медосмотр. «Это мешает составить объективное представление о состоянии российского рынка медицинского туризма. Среди других проблем в этой сфере — уход из России некоторых медицинских компаний и международных систем аккредитации, трудности с бронированием авиабилетов, оплатой гостиниц и самих медицинских услуг из-за банковских ограничений», — сообщили аналитики.
В краткосрочной перспективе, на горизонте 2024-2025 годов, авторы исследования предлагают принять в России обновленную национальную стратегию по развитию медицинского туризма. Одновременно с этим рекомендуется переосмыслить подход к использованию концепции единого окна на всех этапах клиентского пути медицинского туриста в России. Как отмечается в исследовании, также важно принять меры по развитию внутреннего медицинского туризма, чтобы уменьшить исходящий поток из России.