«Катастрофы нет»: эксперт Юшков оценил отказ Китая и Индии от закупки российской нефти
Агентство Reuters выдало громкую новость: Китай и Индия, два основных потребителя российской нефти, приостановили ее закупку с поставкой в марте. По словам трейдеров, всё дело — в резко возросшем фрахте танкеров, не затронутых санкциями США. Что, в свою очередь, привело к удорожанию российского сырья, создав для китайских и индийских нефтеперерабатывающих заводов ситуацию, когда они будут либо требовать увеличения скидок, либо — наращивать импорт в странах Ближнего Востока и Африки.
тестовый баннер под заглавное изображение
По данным источников Reuters, стоимость российской сырой нефти марки ESPO выросла на $3-5 за баррель относительно марки ICE Brent, а ставки фрахта для танкера типа «Афрамакс» по маршруту в Китай — «на несколько миллионов долларов». У крупнейшей нефтеперерабатывающей компании Индии Indian Oil Comp, по словам ее финдиректора Ануджи Джайна, доля российского сырья в импорте компании за первые девять месяцев финансового года снизилась примерно до 25% в 2023-2024 годах. Как заявил финдиректор, дефицита нет, и в дальнейшем Indian Oil Comp будут закупать нефть в РФ, только если получит «разумные скидки».
По итогам 2024 года на Россию приходилось 36% нефтяного импорта Индии и почти пятая часть китайского. Как сообщил замминистра нефти и природного газа Индии Панкадж Джайн, США потребовали разгрузить танкеры с российским сырьем до 27 февраля и произвести за них платежи до 12 марта в соответствии с новыми санкциями. Речь об ограничениях, введенных 10 января администрацией Байдена в отношении энергетического сектора РФ. В частности, они затронули две нефтегазовые корпорации и их дочерние структуры, 183 танкера «теневого флота» (42% состава) и две страховые компании.
— Делать вывод, что Китай и Индия отказываются от российской нефти, преждевременно, — рассуждает в беседе с «МК» эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. — Физически они продолжают ее импортировать, вопрос лишь в схемах отгрузки, оплаты и прочих технических моментах. Reuters сообщает о некой паузе, возникшей с фьючерсами на поставку в марте, но это вовсе не значит, что две страны больше не принимают российское сырье. Наоборот, мы видели, что Индия запросила у США разъяснения к санкциям от 10 января. В основном ее интересовало, с какими танкерами «теневого флота» можно иметь дело. Ей объяснили, что с судами, загруженными до 10 января, никаких проблем нет, а операции с остальными следует завершить до марта. Дальше рынок будет перестраиваться, процесс уже идет. США сделали всё, чтобы не только Индия и Китай, но и другие торговые партнеры РФ не касались подсанкционных структур.
Соответственно, две корпорации, попавшие в американский санкционный список (SDN-лист), не смогут напрямую торговать с Китаем и Индией. Вероятно, они будут больше работать на внутреннем рынке, либо, как вариант, — продавать нефть тем отечественным сырьевым компаниям, кто еще не под санкциями, с целью последующего экспорта уже от своего лица. Потенциальных схем много. Не вижу проблем и с танкерами, в «теневом флоте» их хватает с избытком. Да, стоимость фрахта выросла, однако эта новость на руку Китаю и Индии, поскольку позволяет им выторговывать более выгодные для себя условия.
-Насколько в итоге может вырасти скидка на российскую нефть?
-Перед Новым годом дисконт составлял где-то $10-13 за баррель, сейчас может увеличиться до $20. До $35, как было раньше, не дойдет. После того, как размер скидок растет, он достигает некой верхней точки, на которой не задерживается. Так было и в 2022 году, на волне перестроения рынков, логистики, и в 2023-м. Сейчас тоже будут происходить определенные изменения, которые позволят противостоять санкционному регулированию. Я не исключаю, например, что некоторые танкеры из «черного списка» будут доставлять российскую нефть в акваторию Индии, там отключать транспондеры (сигналы оповещения) и производить перевалку на борт других судов, не фигурирующих в SDN-листе. Последние смогут спокойно разгружаться в индийских портах. Логистика удлинится, она будет осуществляться как бы по эстафете. А вообще, статью Reuters считаю откровенной страшилкой. Авторы пишут, что Китай и Индия не покупают мартовские фъючерсы из-за подорожавшего фрахта. Допустим, но ведь выросла стоимость перевозки не только нефти российского происхождения, но и любой другой, например, саудовской или иракской. Почему же тогда Китай и Индия не отказываются от поставок из этих стран?
А главное, что доставку до пункта назначения обеспечивает российская сторона, причем значимость этого обстоятельства резко выросла после 5 декабря 2022 года, когда заработало правило ценового потолка в $60 за баррель. Поскольку это ограничение касается именно перевозчиков, ни Индия, ни Китай перевозками не занимаются, а право собственности на российскую нефть для их компаний переходит в портах выгрузки, уже на территории этих стран. Да, они пользуются ситуацией, пытаются выбить дополнительные скидки, но никакой катастрофы нет и не предвидится.