Ее страховые компании понесли убытки
Британские власти планируют на этой неделе обратиться к Евросоюзу с призывом усилить контроль за танкерами «теневого флота» России. О чем конкретно речь, можно пока лишь догадываться. Как рассказал Bloomberg анонимный источник, в числе вероятных мер фигурирует более интенсивный обмен информацией о судах, перевозящих российскую нефть. Однако дело может дойти и до более жестких шагов, например, до запрета проходить через проливы.
Предполагается, что правительства ряда европейских стран одобрят этот инициируемый Лондоном план на встрече Европейского политического сообщества, которую 18 июля проведет британский премьер Кир Стармер. Напомним, в конце июня Брюссель утвердил 14-й пакет санкций против России, включая ограничения в отношении 27 судов «теневого флота», который используется для обхода потолка цен на нефть и нефтепродукты в $60 за баррель.
Между тем, как пишет Bloomberg, под рестрикциями сегодня находится лишь малая часть из более тысячи судов «теневого флота». Агентству стало известно о 40 таких танкерах: половина из них принадлежит государственной компании «Совкомфлот»; восемь уже почти полгода простаивают у портов Владивосток и Находка. Простой связан с тем, что, во-первых, подсанкционные суда дороже страховать (страховкой занимаются российские, турецкие либо азиатские компании), во-вторых, не каждый порт возьмется их обслуживать. В конечном итоге увеличивается стоимость перевозки.
«Не вполне понятно, что значит «усилить контроль», — говорит эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. – Физически останавливать и проверять суда в международных и даже в своих территориальных водах – такого права нет ни у кого, это уже пиратство. России тогда придется отрядить в сопровождение своих танкеров военные корабли. Никому эта эскалация не нужна. Может, речь о том, чтобы ограничить проход через проливы – балтийские и датские? По сути, это наиболее очевидная мера в данном случае, хотя ее легитимность тоже под вопросом».
Вместе с тем ясно, почему инициатива исходит именно из Лондона, рассуждает Юшков. С экономической, финансовой точки зрения Великобритания довольно сильно пострадала: в досанкционные времена ее страховые компании страховали чуть ли не 90% перевозок российской нефти морским транспортом, а сегодня, с появлением и разрастанием «теневого флота», весь этот рынок для них потерян. То есть они продолжают за него биться. Идея в следующем: если каким-то образом заставить Россию соблюдать правило ценового потолка в $60 за баррель, тогда собственникам судов опять придется обращаться к британским страховым домам, платить за услугу им, а не российским или азиатским страховщикам.
Как заявила в конце апреля Международная группа клубов взаимного страхования судовладельцев, наличие у России «теневого флота» свидетельствует о том, что потолок цен на ее нефть не работает.