Минсельхоз и Минпромторг хотят остановить продуктовую инфляцию
Минпромторг и Минсельхоз ведут дискуссии о том, каким образом остановить рост цен на социально значимые продукты питания. Свои предложения аграрное ведомство внесло еще в августе в виде поправок в закон о торговле: зафиксировать цены по долгосрочным договорам между производителями и торговыми сетями. Поможет ли эта мера стабилизировать цены на потребительском рынке?
тестовый баннер под заглавное изображение
Сейчас Минпромторг «детально изучает» инициативу Минсельхоза. По словам заместителя главы этого ведомства Романа Чекушова, «мы не форсируем этот вопрос, поскольку за последние несколько месяцев не фиксируется большая инфляция по потребительской корзине».
Однако торговые сети в лице АКОРТ (Ассоциации компаний розничной торговли) считает, что фиксация цен на продовольствие в долгосрочных контрактах может привести к проблемам с поставками продовольствия. О чем и сообщила в письме на имя министра сельского хозяйства Оксаны Лут.
В качестве примера представители Ассоциации приводят прошлогодние резкие колебания цен на гречку, подсолнечное масло, сахар и яйца. Они подчеркивают, что данная инициатива труднопрогнозируема и не поддается регулированию. А все попытки зафиксировать цены могут обернуться перетоком регулируемой продукции на «серый» рынок.
По идее, крупным торговым сетям, которые по сути являются монополистами на продовольственном рынке, нет смыла менять правила игры. Производителю (аграриям) нужно продать выращенный урожай, миллионы тонн продукции. Такие объемы ни на каких ярмарках выходного дня не реализуешь, нужно идти «на поклон» к сетям, заключать с ними контракты. Сегодня так и происходит, но в контрактах указываются только объемы поставок. А вот цена определяется в ходе торгов. С какой стати монополистам менять устоявшийся порядок?
— Обеспокоенность властей ценообразованием вполне понятна, — считает аграрный аналитик Александр Корбут. — Стоимость основных продуктов питания, если исключить из них сезонную плодоовощную продукцию, в последние пару лет растет быстрее общей инфляции. Что-то нужно делать, вот производители и пытаются систематизировать договорные отношения с сетями.
Обсуждаются два варианта: от Минпромторга — установить коридор цен, вилку – с минимальным и максимальным значением. Что, на мой взгляд, бессмысленно, потому что независимо от ситуации торговать все равно будут по верхней границе. Мы это уже проходили. А Минсельхоз в рамках долгосрочных договоров предлагает формулу расчета фиксированной цены. Однако аграрное ведомство против жесткого регулирования цены, она должна корректироваться с точки зрения рынка.
— Каким образом?
— Вы заключаете долгосрочный договор, торговые сети настаивают на том, чтобы производитель зафиксировал оптовую цену. Но это не означает, что на полке она тоже будет зафиксирована. Есть множество других факторов, которые определяют цену: вся внутренняя цепочка от производителя до торгового прилавка.
Обе стороны уже работают по долгосрочным контрактам, но без фиксации цен. Это весьма рискованная вещь, она стимулирует «серый» рынок. К тому же ценовые колебания невозможно спрогнозировать. Если взять сезонную плодоовощную продукцию, то снижение цен у нас обычно завершается в ноябре, а в нынешнем году закончилось в начале октября, после чего цены медленно, но уверенно пошли вверх. Предсказать все это невозможно, государство здесь не участник, а наблюдатель и регулировщик.
— И как сейчас обстоит дело с этой инициативой?
— Пока оба ведомства не договорились. Слишком много неизвестных. В частности, мы не знаем насколько у нас реально вырастут цены на коммунальные услуги. А их оплачивает и производитель, и торговля. Никто не говорил, как поднимутся цены на топливо. Постфактум узнаем, что выросли тарифы на железнодорожные перевозки. Как все это предусмотреть и заложить в фиксированную цену?
А учитывая то обстоятельство, что сейчас инфляция снизилась, возникает вопрос: нужно ли нам вообще ломать копья? Может быть, стоит посмотреть – что сделать лучше, не вмешиваясь в ценообразование? Самый надежный вариант – развивать конкуренцию и увеличивать объемы производства. Производителю, как и торговле, выгодно много продавать и на этом зарабатывать, ему не нужны высокие цены. Но чтобы много продавать, нужно много производить и снижать издержки. Но пока этого не наблюдается.