Легализация торговли спиртным на интернет-площадках приостановлена
Алкогольные реки не пускают в сеть Интернет. Сенатор Андрей Клишас отозвал свой же законопроект, предполагающий легализацию онлайн-продаж алкоголя. Есть мнение, что работа над внедрением новых правил будет продолжена, но с учетом замечаний Минфина. А вот МВД свою позицию по этому вопросу не изменил: там считают, что такие эксперименты с алкоголем могут привести к его распространению среди несовершеннолетних.
Сенатор Клишас направил в правительство законопроект о легализации онлайн-продажи алкоголя в середине июня, однако вскоре отозвал его — для доработки. Напомним, официально реализация спиртного в онлайне запрещена с 2007-го, и если что-то таким образом продается-покупается, то это, по большей части, контрафакт. Власти хотят решить проблему. Еще в апреле правительство внесло в Госдуму законопроект о проведении эксперимента по розничной онлайн-продаже отечественного вина с 1 ноября 2023 года. Предполагается, что для доставки будет использоваться инфраструктура государственной почтовой службы. Но против выступило Министерство внутренних дел России и не поддержало эксперимент. В ведомстве подчеркнули, что документ не учитывает существующий запрет на продажу алкогольной продукции несовершеннолетним.
Между тем ущерб для предпринимателей, работающих в правовом поле, от нелегальных интернет-продаж алкогольной продукции через 5 лет может составить порядка 130 млрд в год, сообщил президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов, ссылаясь на данные исследования НИФИ Минфина РФ.
Тогда сенатор Андрей Клишас в своем телеграм-канале написал, что нелегальные интернет-продажи алкоголя — это не только ущерб для бизнеса и государства (что, безусловно, правда), но самое главное — это угроза здоровью и жизни людей. Однако, несмотря на свою открытую поддержку легализации онлайн-продаж спиртного, сенатор все же принял решение отозвать свой законопроект. Временная эта приостановка или документ ждет полное забвение, выяснить у сенатора или его представителей, к сожалению, не удалось. «Пока эту тему оставим без комментариев», — сказал помощник Клишаса «МК».
Между тем мнения экспертов относительно разрешения на торговлю спиртным в Сети — не однозначные. Маркетплейсы давно заявляли, что готовы внедрить двухфакторную идентификацию клиента при покупке алкоголя, рассказал управляющий партнер B&C Agency Иван Самойленко. План предполагает прохождение подтверждения личности с помощью «Госуслуг», затем получение QR-кода и предъявление его курьеру при доставке. Весь путь «от производителя до покупателя» будут регламентировать применением норм ЕГАИС. Но одного желания интернет-торговцев недостаточно для того, чтобы легализация таких продаж состоялась.
«Надо отметить, что во многих развитых странах, где разрешена продажа алкоголя онлайн, государством созданы сильные механизмы контроля. И нам в России это также необходимо, — продолжает эксперт. — Хотя потенциально спрос в Сети на покупку вина или пива огромен, государство не торопится давать бизнесу все возможности на этом зарабатывать. Очень важно соблюсти требования закона и не нанести вред самим потребителям, а доступ несовершеннолетних к такой возможности покупать онлайн спиртное нужно ограничить. И разработка требований к продавцам этой продукции тоже необходима очень тщательная и всесторонняя».
Дистанционная продажа вина повысит доступность такой продукции для населения, что естественным образом приведет к увеличению объемов ее потребления, убежден член Координационного совета при Минздраве Виктор Зыков. В связи с этим, по его словам, данная инициатива противоречит интересам общественного здоровья, поскольку ее реализация может привести к увеличению связанной с потреблением алкоголя смертности и заболеваемости.
«Известно, что среди потребителей вина значительную часть составляют женщины, для которых существуют повышенные риски роста распространенности алкоголизма. Можно предположить, что в случае принятия законопроекта показатели женского алкоголизма со временем будут расти», — предупреждает он.