Местные администрации оплачивают банковские долги федеральными кредитами
Регионы продолжают увеличивать финансовые обязательства перед федеральным бюджетом. За III квартала 2023 года государственный долг субъектов вырос более чем на 355 млрд и превысил 3 трлн рублей. Нет худа без добра: теперь краевые и областные власти перекинули свою «кредиторку» из частного банковского сектора в национальные займы. По словам финансового аналитика, кандидата экономических наук Михаила Беляева, такой маневр еще не принес положительного результата: новые правительственные субсидии идут на покрытие просроченных долгов, а создавать доходные промышленные объекты никто не решается.
— Госдолг российских регионов по итогам девяти месяцев вырос на 12,8% до 3,145 трлн. рублей. С чем связан такой внушительный рывок?
— Регионы пытаются выполнить ранее инициированные инвестиционные программы — инфраструктурные и социальные, за счет которых они привлекали государственные субсидии. Собственных экономических ресурсов у них не хватает. Живут на федеральной подпитке или заимствованиях. Развитием собственной промышленности, которая заточена только под локальные прилавки — производством, способным конкурировать хотя бы в сопредельных областях, никто не занимается.
— На какие же инновационные проекты тратят выделенные сверху деньги регионы?
— Они стараются придать своим проектам статус федерального или регионального значения, при этом финансовую сторону реализации возлагают на государственные дотации, ссылаясь на низкую внутреннюю финансовую базу. Но ведь без развития внутренней экономики, с которой и надо начинать, нельзя рассчитывать на увеличение фискальной выручки.
— Если и положительные моменты: регионы снизили коммерческие долги. Еже в 2021 году Владимир Путин призывал помочь субъектам с решениями по коммерческой задолженности…
— В перекладывании коммерческих финансовых обязательств на плечи федерального бюджета нет ничего хорошего. Если регионы не обеспечены собственным экономическим фундаментом или не подкрепляет материальное развитие конкретными проектами, адресованными широкой категории потребителей, то никто из банков не будет выдавать им кредиты под выгодные проценты. Это логично — без производственных ресурсов никакая самая перспективная область не сможет выйти даже на окупаемость. Без частных заимствований, регионам приходится идти в Москву с протянутой рукой, объясняя свои провалы самыми разными, далеко не всегда убедительными причинами.
К сожалению, федеральный бюджет зачастую идет таким требованиям навстречу, так как они, например, касается развития новых территорий и находится в зоне ответственности развития программ федерального земельного пространства: строительства социальных и инфраструктурных объектов. Однако при таких «вводных» у регионов возникают иждивенческие настроения: администрации придумают все новые проекты, получают средства под их реализацию, но совершенно не прогнозируют доходы таких объектов в дальнейшем.
— Что ждет региональные бюджеты в будущем? Субъекты продолжат пользоваться государственной кормушкой, наращивая долги, за которые когда-нибудь ответит новый поставленный областной руководитель?
— Региональные финансовые требования будут определенно увеличиваться. Еще в апреле 2021 года в обращении к Федеральному Собранию Владимир Путин предложил поддержать регионы с высоким уровнем коммерческого долга, в том числе путем замещения их обязательств бюджетными кредитами под льготный процент. Только положительного сдвига не видно, что и подтверждают свежие статданные.
— Чем чреваты региональные долги? Федеральный бюджет не резиновый…
— Теоретически каждый из регионов может объявить у себя дефолт, то есть, признаться в неспособности расплатиться с государством по своим долгам. Но никто из регионов не хочет дефолта. Однако в таком случае, федеральным руководителям стоит провести более тщательную работу с местной администрацией, чтобы получить детальный отчет за каждый выделенный рубль. Причем, предупредить о самых жестких последствиях: за неисполнение обещанного плана придется региону отвечать либо лишением экономической независимости, либо возвратом к сквозному плановому хозяйству. Правда, такая координация окажется еще более не выгодней. Возможность найти путь к реализации региональных проектов с центром усложнится. Просроченная кредиторская задолженность будет постепенно накапливаться. Уже сейчас Россия столкнулась с проблемой: государство перезанимает деньги регионам, понимая, что вряд ли может рассчитывать на быстрый возврат финансовых средств без отсутствия производственного прогресса на субсидируемых территориях. Соответственно, долги подрожат расти, а объем задолженности в будущем, скорее, всего, растворят в других государственных расходах.