Поднять допустимый уровень до 10 тысяч в кабмине не хотят
Правительственная комиссия по законопроектной работе не поддержала предложение увеличить до десяти тысяч рублей стоимость изделий народных художественных промыслов, которые можно дарить должностным лицам разных уровней. Ремесленникам это не поможет, а дополнительных средств из бюджетов может потребовать, говорится в проекте отзыва кабинета министров на инициативу. Её авторы почему-то не сочли нужным распространить послабление антикоррупционных ограничений на учителей или врачей…
Законопроект был внесен в Госдуму в конце 2022 года сенатором Павлом Таракановым и депутатом Николаем Брыкиным («ЕР»), оба представляют Тюменскую область. В 2008 году, говорится в пояснительной записке к их инициативе, Россия ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции и Конвенцию об уголовной ответственности за коррупционные преступления, и приняла федеральный закон «О противодействии коррупции». После этого установленная Гражданским кодексом стоимость допустимого т.н. «обычного подарка» определенным категориям должностных лиц и госслужащим была снижена с пяти МРОТ до 3 тысяч рублей (на тот момент эта сумма была равна одному МРОТ, сейчас не дотягивает до 20% МРОТ). Но уровень накопленной инфляции с 2008 по июнь 2022 года составил около 190%, продолжают авторы законопроекта, стоимость расходных материалов и оплаты труда народных умельцев «существенно выросла» — соответственно, «существенно выросла» и стоимость самих изделий.
Рынок подарков для официальных и символических целей является «достаточно значимым» для производителей этой отрасли, но рост цен «не позволяет дарить многие изделия государственным и муниципальным служащим». Если поднять допустимый порог стоимости такого рода подарков до 10 тысяч рублей — к росту коррупционных рисков это не приведет, полагают депутат и сенатор. По их мнению, если до пандемии и начала специальной военной операции с последовавшими санкциями значимые объемы продукции художественных промыслов скупали иностранные туристы, но теперь на это рассчитывать не приходится, и нужны другие способы стимулирования и поддержки отрасли.
Напомним: сейчас статья 575 ГК («Запрещение дарения») не разрешает дарить подарки кому-либо дороже трех тысяч рублей от имени малолетних и недееспособных их родителями или опекунами, а работникам образовательных, медицинских и социальных учреждений — теми, кто находится у них на лечении или попечении. Ещё нельзя дарить подарки дороже 3 тысяч рублей «лицам, замещающим государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей». Но с оговоркой: должностным лицам и госслужащим получать подарки дороже 3 тысяч рублей можно, но только «в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями». Если подарок дороже 3 тысяч рублей получен должностным лицом в такой обстановке и по официальному поводу, он признаётся «федеральной собственностью, собственностью субъекта РФ или муниципальной собственностью» в зависимости от того, какого уровня было должностное лицо или чиновник, и передается служащим по акту в орган, в котором служит.
Так вот, г-да Тараканов и Брыкин предлагают поднять стоимость «обычного подарка» для должностных лиц и госслужащих с 3 до 10 тысяч рублей, если дарили изделие народного художественного промысла, включенное в перечень, установленный правительством. В казну, значит, должны будут сдаваться такие полученные в связи с исполнением полномочий жостовские подносы, чайники из Гжели и оренбургские пуховые платки, которые стоят дороже 10 тысяч рублей.
Как следует из проекта отзыва, одобренного правкомиссией по законопроектной работе (есть в распоряжении «МК»), инициатива поддержки ведомств не нашла. Отзыв отрицательный. Почему?
В документе напоминается, что закон «О государственной гражданской службе» запрещает федеральным и региональным чиновникам получать в связи с исполнением должностных обязанностей «вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения)». Аналогичные запреты установлены другими законами и в отношении должностных лиц — например, замещающих государственные должности РФ. Перечень таких должностей утверждается указом президента, и в нем и сам президент, и премьер-министр, и министры с заместителями, и судьи Конституционного и Верховного судов во главе с председателями, и аудиторы Счетной палаты, и губернаторы, и сенаторы с депутатами Госдумы во главе со спикером, и т.д., и т.п. Это считается одной из антикоррупционных мер. Дарить подарки дороже 3 тысяч рублей официальным лицам на официальных мероприятиях не запрещается, напоминает документ, но, как уже говорилось, при условии сдачи их потом в казну.
Но «в ряде случаев» покупка подарков осуществляется за счет средств бюджетов разных уровней, напоминается в документе, что чистая правда: подарочный фонд с такого рода сувенирами есть у всех органов власти федерального и регионального уровня. Поэтому утверждение авторов законопроекта, что он будто бы не повлечет никаких дополнительных расходов из федерального бюджета, могут быть подвергнуты сомнению: если органы власти захотят поддержать народные промыслы, покупая у них более дорогие подарки — значит, придется увеличить расходы на их закупку. Не захотят — значит, никакой дополнительной поддержки не получится.
Кроме того, напоминают в правительстве, поддержка предприятий и организаций народных промыслов осуществляется в рамках соответствующего федерального проекта и включенные в перечень, утвержденный Минпромторгом, получают субсидии из федерального бюджета.
Профильный думский Комитет по госстроительству и законодательству законопроект пока не рассматривал.