Кругозор событий
    Топ просмотров

    Эксперт по путешествиям рассказала о правилах поведения в самолете

    Петросян сделал новое заявление на фоне отказа от общения с дочерью: «Не дождетесь»

    Эксперт рассказала, какие проблемы возникают у дельфинов в Сочи из-за людей

    Выяснилось, куда пойдут средства от продажи апартаментов четы Зеленских

    Facebook Twitter Instagram
    Понедельник, 19 мая
    Facebook Twitter Instagram Pinterest Vimeo
    Кругозор событий
    • Главная
    • В мире

      От горного мастера до миллиардера. Трудовая биография владельца «Южуралзолота»

      14 апреля, 2025

      Актуальные Мировые Новости: Что Важно Знать Сегодня

      30 марта, 2025

      Таможенное оформление и международная перевозка грузов

      8 марта, 2025

      Откатные ворота из евроштакетника: Эстетика и функциональность

      27 февраля, 2025

      Отдых в Пятигорске: Как выбрать путевку в санаторий

      18 февраля, 2025
    • Медицина

      Медицинский педикюр: когда здоровье ног требует профессионального внимания

      3 мая, 2025

      Услуги стоматологического центра: что предлагает современная стоматология?

      29 апреля, 2025

      Электроэнцефалография: Понятие, Показания и Процедур

      25 апреля, 2025

      Синдром раздраженного кишечника: Понимание и важность лечения

      27 марта, 2025

      Ценообразование на протезирование зубов на мини-имплантах: от материалов до технологий

      2 февраля, 2025
    • Экономика

      Ценовая развилка: что происходит с потребительской инфляцией в конце весны

      18 мая, 2025

      Пик инфляции: что происходит с ценами на потребительском рынке России

      17 мая, 2025

      «Полное эмбарго»: ЕС хочет ввести «карательные» пошлины против России

      17 мая, 2025

      Правительство намерено резко сократить теневую занятость: реален ли план Минтруда

      16 мая, 2025

      Мировой кризис: для команды Трампа нет времени на раздумья

      16 мая, 2025
    • Авто

      Ставки по автокредитам на новые автомобили в России снизились до минимума за полтора года

      18 мая, 2025

      Лидар Volvo EX90 способен повредить камеру смартфона

      18 мая, 2025

      Новый Land Rover Freelander построят на базе китайской платформы Chery

      17 мая, 2025

      Toyota представила электрический кроссовер bZ Woodland

      16 мая, 2025

      Автомобили Aston Martin первыми получили обновленную систему Apple CarPlay Ultra

      16 мая, 2025
    • Туризм

      Российским туристам предложили альтернативу «стареющим» долларам

      18 мая, 2025

      Эксперт назвала самый выгодный для отпуска летний месяц

      18 мая, 2025

      «Ночь в музее»: как попасть на бесплатные экскурсии, концерты и лекции

      17 мая, 2025

      Укрепление рубля привело к стабилизации цен на туры в Турцию

      16 мая, 2025

      Спрос россиян на летние поездки в Европу вырос на треть за год

      16 мая, 2025
    • Спорт

      Боксерские перчатки: Как выбрать и купить в интернет-магазине

      13 марта, 2025

      Спорт: Как быть в курсе последних новостей и событий

      16 февраля, 2025

      Цикл совершенства: раскрываем секреты эффективных сайкл-тренировок

      6 августа, 2024

      Португалия — Франция. Онлайн матча 1/4 финала Евро-2024

      5 июля, 2024

      Нидерланды — Франция. Онлайн главного матча дня на Евро-2024

      21 июня, 2024
    • Шоу бизнес

      Печь или нет куличи в Страстную пятницу? Священник дал четкий ответ

      18 апреля, 2025

      Орбакайте и Галкин* выступили на одном корпоративе у богачей в Праге

      17 апреля, 2025

      Раскрыта правда о болезни Надежды Кадышевой: что на самом деле происходит с 65-летней певицей

      17 апреля, 2025

      Певица Вика Дайнеко — о подготовке к свадьбе: «Платье шьем, это самое главное»

      16 апреля, 2025

      Марк Эйдельштейн заявил, что не намерен уезжать из России: «Тут мой дом»

      16 апреля, 2025
    Кругозор событий
    You are at:Home»Экономика»Запрет на экспорт бензина оказался чреват дефицитом и ростом цен
    Экономика

    Запрет на экспорт бензина оказался чреват дефицитом и ростом цен

    26 сентября, 20236 Mins Read

    Риск нового рывка

    Правительство пошло на крайние меры для обуздания внутренних цен на дизельное топливо и автомобильные бензины. В принципе на рынке их не исключали. Но все равно они оказались неожиданными по своей жесткости и неоднозначности для последующего развития событий.

    Премьер Михаил Мишустин 21 сентября подписал постановление о «временных ограничениях на экспорт автомобильного бензина и дизельного топлива». Первый замминистра энергетики Павел Сорокин пояснил, что запрет носит «бессрочный» характер.

    На столь драконовские действия правительство пошло не от хорошей жизни. С начала апреля до 15 сентября оптовые цены на бензин АИ-92 выросли с 45 тыс. руб. за тонну до 70,5 тыс. руб. (+33%). Аи-95 к 15 сентября поднялся с 50 тыс. руб. за тонну до 76,4 тыс. (+50%). Летнее дизельное топливо прыгнуло на 46% — 73,758 тыс. за тонну.

    Минэнерго обещало в начале оптового ценового ралли сдержать рост розничных цен в рамках инфляции. Но не удалось. По данным Росстата, накопленный рост розничной стоимости бензина с декабря 2022 года к 11 сентября составил 8,5%, а дизеля — 7,3%. А это намного выше как накопленной инфляции, так и подсчитанной в годовом выражении.

    Ценовой галоп и нарастающий дефицит топлива на АЗС не мог не вызвать нарастающего недовольства всех отрядов потребителей. Особенно возмутились аграрии. Остро необходимое в период жатвы и сева озимых летнее дизтопливо по приемлемым ценам вымывалось с рынка на глазах. Министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев был недоволен неэффективными мерами, которыми Минэнерго пыталось остановить ценовой вал. В частности, увеличение на 1% доли биржевой торговли дизелем и бензинами дало в августе только незначительный и краткосрочный эффект. Патрушев стал публично выступать за экспортное эмбарго. Лоббистские возможности главы Минсельхоза переоценить трудно. 20 сентября в ходе его отчета в Госдуме наступил момент истины. Первого заместителя министра энергетики Павла Сорокина, которого пригласили на парламентский час, председатель Госдумы Вячеслав Володин обвинил в бездействии и пояснил, что увеличение топливных цен неизбежно ведет к росту стоимости продовольствия.

    На Сорокина было больно смотреть. Наблюдатели поняли, что дело стремительно идет к объявлению самых жестких мер принуждения к снижению цен. Сразу отреагировали биржевые игроки. Котировки поползли вниз еще накануне введения экспортного запрета. Естественно, затем они перешли к падению.

    Уже в конце первого «запретного» дня правительство решило подвести первые итоги. Вечером 22 сентября вице-премьер Александр Новак провел совещание с представителями нефтяных компаний по ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов. Было зафиксировано снижение цен на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже с начала прошедшей недели на все основные виды нефтепродуктов. Биржевые цены на бензин Аи-92 в европейской части России упали более чем на 20% с 18 сентября, на Аи-95 — на 22%, на летнее дизельное топливо — на 18%.

    При этом нефтяники заверили, что дефицита топлива в оптовом и розничном сегментах не отмечено. Запасы на НПЗ, нефтебазах и в резервуарах «Транснефти» вполне достаточны. По данным Центрального диспетчерского управления ТЭК филиала РЭА Минэнерго, суммарные товарные остатки автомобильных бензинов на НПЗ и нефтебазах на 20 сентября составили 1,9 млн т. Товарные остатки дизельного топлива на заводах, нефтебазах и в системе «Транснефти» составили 2,95 млн т.

    Заодно подешевели и другие нефтепродукты. Мазут 22 сентября сбросил 2,91% — до 37 478 руб. за тонну. Сжиженные углеводородные газы — 3,1% — 26 896 руб., авиакеросин — 14,99% — 68 762 руб.

    Впрочем, смягчения ценников непосредственно на АЗС замечено не было. Зато с мест появляется информация об отсутствии топлива на АЗС в ряде регионов. Но известно, что между оптовыми котировками и розничными ценами существует заметный временной лаг.

    Так что, правительство может почивать на лаврах? Суровые нормы неизбежно ведут к победе?

    Не всегда. Окончательное или хотя бы временное решение ценовой проблемы напрямую зависит от времени.

    Эксперты и участники топливного рынка в большинстве своем предупреждают, что запрет на экспорт дизеля и бензина надо обязательно отменять через две-три недели, максимум месяц. Но, напомним, Сорокин говорит о «бессрочном» эмбарго. Конечно, это слово можно понимать в качестве временной меры. Однако в царской России термин «бессрочный» означал пожизненный срок.

    Читать также:
    Экономят не на том: выяснилось, какой бережливости стесняются россияне

    Внутренние и внешние поставки углеводородов тесно переплетены. Прежде всего это касается летнего дизеля. Экспорт автобензина невелик — ежегодно не более 3 млн тонн. В год в России производится 85 млн тонн дизеля. Из них более половины (до 45 млн т) отправляется на экспорт. В последнее время наращивание производства дизеля осуществлялось именно под экспортные контракты. Причем ориентированные в основном на еврорынок. В прошлом году до введения морского эмбарго на ввоз российских нефтепродуктов (с 5 февраля этого года) 77% российских поставок дизеля приходилось на ЕС, Великобританию и Норвегию. Сейчас, после быстрой переориентации экспорта, 30% поступает в Турцию (откуда после небольшой переработки — в Европу), по 11% — в Саудовскую Аравию и Бразилию (этим странам собственного топлива не хватает).

    Необходимо еще учесть, что оптовые цены на дизель выросли в этом году не только у нас, но в ЕС — более чем на 50%. Не случайно российским производителям более чем выгодно, особенно при ослаблении рубля, хотя бы окольными путями продолжать экспорт дизеля в ЕС.

    Запрет на экспорт ведет к ежемесячной потере отечественного ТЭК порядка $4 млрд только по дизельным контрактам. Бюджет недосчитывается до 50 млрд рублей. К тому же есть опасность потери части зарубежных рынков — например, бразильского. Сейчас импорт из России в эту страну по дизелю составляет уже 67%. Год назад — ноль. Затянем с отменой запрета — бразильцы вернут поставки из США.

    Правда, в ситуацию с нашими углеводородами неожиданно вмешались китайцы. Еще в июле в Пекине заподозрили возможность ограничения импорта дизеля из России, поставки которого они также увеличили в этом году. Поэтому Поднебесная в значительной мере нарастила закупки легкосернистой нефти марки ВСТО, из которой получаются лучшие сорта дизельного топлива. В результате пресловутый дисконт упал с $15 за баррель до ноля. То есть котировки этого «коктейля» сравнялись с эталонным Brent. Более того, по данным Bloomberg, октябрьские фьючерсы на ВСТО (ESPO по-английски) идут с 50-центовой надбавкой. Между прочим, экспорт ВСТО достигает трети экспортного баланса. При этом дорожает и наша экспортная марка Urals.

    Так что смерть дисконта не за горами.

    Такой расклад цен на внешних углеводородных рынках, конечно, нам выгоден. Однако может обостриться внутренняя рыночная ситуация. Нефтяники предупреждают, что вскоре нефтепродуктовые хранилища будут переполнены лишним дизтопливом, и тогда придется сокращать производство на НПЗ. Возобновить его будет непросто.

    В результате российский рынок моторного топлива, замкнув круг, вернется к летнему дефициту, а значит — к новому рывку цен как оптовых, так и розничных. Таким образом, ценовая ситуация даже в случае продолжения удешевления автомобильного топлива остается неустойчивой, и риски нового витка роста цен никуда не делись.

    Выход — срочно, не позднее 1 ноября, заменять всеобщий запрет экспорта на более гибкие меры регулирования рынка. Надежда на это есть. По словам директора департамента переработки нефти и газа Минэнерго Антона Рубцова, правительство прорабатывает «донастройку налоговой системы», чтобы обеспечивать топливом внутренний рынок по приемлемым ценам независимо от внешней конъюнктуры. Видимо, речь идет о некотором увеличении экспортных пошлин и демпфера. Во всяком случае, к этим шагам призывает председатель Комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный. Подготовлен также проект указа президента, разрешающий нефтяной экспорт только производителям.

    Первый шаг к смягчению запрета на вывоз дизеля и бензина правительство уже сделало. 25 сентября опубликовано постановление, разрешающее экспорт судового топлива (это может быть и судовой мазут, и дизтопливо), газойля (топлива, уступающего по качеству классическому дизелю) и средних дистиллятов. Лиха беда начало…

    Previous Article«Красавице вернули»: Алена Шишкова изменила внешний вид с помощью липосакции
    Next Article Опубликованы первые изображения кроссовера от Dongfeng и Nissan

    Related Posts

    Ценовая развилка: что происходит с потребительской инфляцией в конце весны

    18 мая, 2025

    Пик инфляции: что происходит с ценами на потребительском рынке России

    17 мая, 2025

    «Полное эмбарго»: ЕС хочет ввести «карательные» пошлины против России

    17 мая, 2025
    Новое на сайте
    Туризм 18 мая, 2025

    Российским туристам предложили альтернативу «стареющим» долларам

    Американские доллары. Архивное фото «Стареющие» долларовые банкноты из касс банков РФ становятся проблемой для российских…

    Ставки по автокредитам на новые автомобили в России снизились до минимума за полтора года

    Ценовая развилка: что происходит с потребительской инфляцией в конце весны

    От горного мастера до миллиардера. Трудовая биография владельца «Южуралзолота»

    Эксперт назвала самый выгодный для отпуска летний месяц

    Лидар Volvo EX90 способен повредить камеру смартфона

    О нас
    О нас

    Все самое важное и интересное за последние сутки в мире и России. Ежедневные публикации наших корреспондентов с области экономики, медицины, туризма и многое иное!

    Facebook Twitter Pinterest YouTube WhatsApp
    Это интересно

    Инфляция в России уверенно растет: овощи дорожают ускоренными темпами

    Власти Крыма планируют увеличить турпоток в следующем году

    Эксперты назвали страны с самой дорогой визой для россиян

    Это популярно

    Море, солнце и песок: плюсы и минусы различных пляжей Севастополя

    6 сентября, 2024

    Сын Надежды Бабкиной рассказал о состоянии певицы после обморока: «С мамой все в порядке»

    9 декабря, 2023

    Топалов рассказал, почему на самом деле распалась группа Smash: «Мы уже ненавидели друг друга»

    12 февраля, 2024
    © 2025 Mend-boln.ru. Все права защищены.

    Type above and press Enter to search. Press Esc to cancel.